Строгий редактор. Правит и литературно обрабатывает текст
Художественные книги для начинающего писателя

Художественные книги для начинающего писателя

Книга, очки, стол, писать, читать

Какого подхода к выбору художественных книг следует придерживаться начинающему автору? Нужно ли читать плохие книги?

Художественные книги, которые должен прочесть начинающий писатель

Художественные книги, которые стоило бы прочесть начинающему писателю. Есть такие?

Есть, но единого решения для всех авторов нет.

Общего списка книг в готовом виде для каждого писателя не существует. Один литератор склонен к реализму, другой к научной фантастике, третий пишет фэнтези, четвёртый пробует себя в постмодернизме, пятый производит юмористические романы, а шестой — романы сентиментальные.

Конечно, можно воспользоваться школьной или университетской программой. Однако она не исчерпывающая.

Общего списка художественных книг, годного для всех, нет.

Зато есть другое: точно сформулированная цель, которая поможет выбрать художественные книги, необходимые для развития таланта.

Такую цель должен поставить перед собой каждый начинающий писатель.

Научиться искусству стиля у любимых писателей

Научиться стилю и литературному мастерству можно только у тех, кто владеет своим искусством в совершенстве.

Тот, кто пробует себя в литературном искусстве, должен читать художественные книги по нескольким причинам. Ниже изложены четыре причины для чтения, которые положат конец мучениям начинающего автора:

  • обогащение словарного запаса (лексикона) при одновременном искоренении ошибок в устной и письменной речи. Язык — первый и основной инструмент писателя;
  • слежение за мыслью автора и представление картин при чтении. Это развивает воображение. Фантазия — второй главный инструмент литератора;
  • расширение кругозора и обретение начитанности. У неначитанного человека вместо головы tabula rasa, ему нечего сказать людям. И он не подозревает, что до него писатели и философы сказали миру уже очень много;
  • стремление научиться у любимых прозаиков и поэтов стилю и мастерству.

Теперь ясно, какими критериями определяется выбор книг. Точнее, выбор авторов.

Определившись с писателями, близкими по духу и стилю, следует приступить к планомерному изучению их наследия.

Читать хорошие книги, отказаться от плохих

Начинающему автору нельзя читать книги, написанные скверным языком. Проще говоря, нельзя потреблять квазилитературу. Литературную любительщину, бульварщину.

Читать нужно хорошие книги. Ведь плохой литературный учитель научит исключительно плохому. Это аксиома.

Зрелый прозаик, мастер слова и сюжета, передаст молодому писателю все свои знания. Книга — источник открытый. Поэтому лучше всего учиться на художественном тексте, а не на пособиях типа «Как писать книги» (исключением здесь служит, пожалуй, только книга Уильяма Зинсера).

Талантливый писатель, оставивший слово своё в книгах, научит начинающего автора (совершенно бесплатно — при умении учиться и трудиться) мастерству композиции, умению держать выверенный темп повествования, искусству создавать и прорабатывать характеры персонажей. Классик обогатит лексикон читателя и писателя, научит писать точно, кратко, образно, живо, увлекательно.

Иное дело — плохой писатель. Его сочинения-однодневки быстро приучат к плохому: к деревянному стилю, к огрехам в логике, к небрежному прописыванию ходульных персонажей, к канцеляриту вместо живой образной речи, к неудобоваримым диалогам и вообще к творческой лени. Конечно, кое-кто обрадуется: мол, вот как легко сочинять книги!

Неправда. Писать книги трудно.

Многие авторы пишут легко десятилетиями. Учиться у них едва ли стоит.

Вот несколько примеров «плохо» и «хорошо».

Сокращение промежуточного действия Чеховым:

Было в первой редакции:

«Митя полез в карман и вытащил оттуда номер газеты. Он подал его папеньке».

Стало после авторской правки:

«Митя вытащил из кармана нумер газеты, подал отцу».

Перманентное однообразие промежуточного действия в книгах Дж. Мартина:

«Дерк протянул руку, сорвал лист…»; «Гвен, улыбнувшись, протянула руку и взяла…»; «Джанасек протянул руку и выхватил…»; «Гвен протянула руки к крышке капота и опустила её»; «Услышав вой, он протянул руку и выключил фары»; «Женщина протянула руку и легонько провела…»

Похоже, протягивание рук — любимое действие именитого фантаста.

Искусство стиля Юрия Казакова:

«Но вот настанет время, ты вернёшься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твоё забьётся, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, — а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, — и дом примет тебя».

Канцелярит у В. Головачёва:

«…обвинила его во всех смертных грехах, в том числе в наличии любовницы…»; «один друг всё-таки имелся в наличии»; «физические данные противника, наличие оружия, степень готовности к реальному бою»; «оружие и обмундирование не имелись в наличии»; «предполагаю наличие системы телекамер»; «замок, требующий наличия кодового ключа-карты».

Учиться можно только хорошему.

Тому, кто вступил на литературный путь, предстоит прочесть тысячи книг. Быть писателем — вовсе не развлечение. Это большой каждодневный труд. Это не протягивание рук к клавиатуре; это наличие силы воли, упрямства, трудолюбия и таланта.

© Олег Чувакин, 1 марта 2021