Как придумать оригинальный сюжет для рассказа

Живой литературный талант узнаётся по богатству воображения, по мастерству рассказчика, по увлекательности сюжетов. Придумываете оригинальные сюжеты? Значит, вы одарённый автор.
Астронавт, космос, планета, петля, оригинальный сюжет рассказа, литературное произведение

Как придумывать сюжеты и достичь в этом оригинальности

Начните со своей жизни, а от неё осторожно переходите к выдумке. Жизнь оригинальна, неповторима.

Научитесь формулировать идею и доказывать её в центральном конфликте вашего произведения.

Проанализируйте рассказы классиков XIX и XX веков: от реалистов до фантастов, от Чехова до Казакова, от Фицджеральда до Саймака.

Выдайте ударный первый абзац своей истории.

Не пишите с начала до конца, если вы мыслите сценами. Пишите так, как вам удобно; так, как велит вдохновение. Спешите записать эпизод, когда он сложился в сознании: бросайте все дела, вскакивайте с постели, убегайте из ресторана, зажигайте ночью свет — записывайте!

Познакомьтесь со своими героями поближе.

Избегайте машинных генераторов сюжетов — берегите свою оригинальность.

Ниже обо всём этом я рассказываю подробнее.

Как придумать оригинальный сюжет истории? Начните со своей жизни!

Первый этап: не придумывайте. Берите свою жизнь. Она оригинальна. Она неповторима.

Рассмотрите свою жизнь как ленту кадров. Выберите конфликтный кадр. Конфликт — самое главное. Без конфликта рассказ вы не напишете.

Затем подумайте о завязке, развитии действия, о кульминации и развязке.

Подумайте о том, в первом или третьем лице будете писать рассказ. Умеете писать отстранённо, по-чеховски? Не хотите (опять же по-чеховски) выдавать себя с руками и ногами? Берите третье лицо.

Желаете создать полное доверие между автором, героем и читателем? Используйте первое лицо. Первое лицо порождает особую доверительность.

Отнюдь не обязательно следовать правде во всём. Вы не перед судьёй.

Применяйте воображение. Без фантазии нельзя написать даже художественный текст, построенный на биографии. Да, надо немножко пригладить, дополнить, довести до сюжета, оттенить и выпятить, подкрасить и глянец навести. В этом тоже проявляется авторская оригинальность. Во имя сюжета дозволяется всё!

Итак, второй этап: придумывайте.

У жизненной истории нет окончания? Тусклому реальному событию недостаёт огненной силы литературного финала? Или же финал вполне литературный, но у вас в голове вертится другая развязка? Не бойтесь воображать и переиначивать реальность. Освещайте её так, как вам угодно. Главное — не грешите против логики. И будьте верны идее и сюжету. Не отдаляйтесь от идеи, не засоряйте сюжет посторонними линиями.

Научившись брать сюжеты из своей жизни, вы сможете и выдумывать. Помните: второе всегда сложнее первого. Поэтому перечитайте подзаголовок этого раздела. Скопирую его сюда: «Как придумать оригинальный сюжет истории? Начните со своей жизни!»

Я написал много историй, много рассказов и повестей. Я разобрал и выправил тысячи сочинений разных авторов. Поверьте мне: начать со своей жизни — правильный путь. Он избавит вас от множества сюжетных ошибок. Автор, прорисовывающий в словах собственную жизнь, прекрасно знает материал, имеет готовый конфликт и сводит применение фантазии к творческому минимуму. Самое то для хорошего старта!

Идея и конфликт — главные компоненты оригинального сюжета

Научитесь выражать идею (главную мысль произведения) в одной фразе. Не можете сформулировать идею будущего произведения? Значит, вы его не создадите. Значит, вам нечего сказать.

Прочтите мой небольшой материал об идеях художественных произведений. Он вас выручит.

Центральный конфликт в сюжете нужен как раз для прояснения идеи. Вы писатель. Писатель не объявляет свою идею: мол, я хотел сказать то-то, — а показывает её и доказывает через конфликт и его разрешение.

Считайте, что сюжет — это гипотеза. Вам предстоит её доказать, довести до стройной теории.

Для решения такой задачи вы обязаны мыслить языком сцен и языком психологии героев. Запретите себя мыслить штампами и применять чужие установки. Штампуя, вы не придумаете оригинального сюжета.

Идея — сердце вашего произведения. Нет идеи — нет и сюжета.

Читайте. Учитесь сюжетосложению у классиков

Почитайте рассказы самых разных авторов: Чехова, Бунина, Казакова, Паустовского, Фицджеральда, Хемингуэя, Саймака, Брэдбери.

Читая, следите за тем, как начинается рассказ и как ветвятся линии, заданные в завязке. Следите за тем, как расставлены завязка и экспозиция. Фантаст Клиффорд Саймак для повышения градуса динамичности нередко давал экспозицию после завязки. Он сначала наливал читателю виски, а потом предлагал пиво.

Анализируйте идею произведения. Думайте над каждым сюжетным поворотом, ведущим к идее. Особенно думайте над кульминацией. Кульминация — самое острое, самое увлекательное место в истории. Отследите кульминации у тех авторов, которых читаете.

Читая, думайте и о своём сюжете.

Провал в кульминации уничтожит весь ваш сюжет. Не допускайте этого. Изначально подумайте о главном конфликтном событии, которое развернёте в кульминации.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Когда пишете рассказ, читайте рассказы — малую форму. Когда пишете роман, читайте романы и повести — крупную форму. Это поможет вам собраться, настроиться на верный лад.

Помните: читаемое влияет на ваш стиль письма. Старайтесь не читать много перед своей писательской работой. Иначе ваш рассказ будет похож на плохо сшитое лоскутное одеяло. Придётся шить заново.

Придумывание хорошего сюжета истории. Подспорье автора

Авторским подспорьем в придумывании хорошего сюжета служит абзац номер один.

Осветите в первом абзаце, коротком ли, длинном ли, или, если это необходимо, в первых трёх-четырёх абзацах, центральное событие, завязывающее конфликт. Такое событие станет вам путеводной нитью. Вы отлично представляете, с чего всё началось? Значит, вы наполовину уже придумали сюжет истории.

Введите в первых абзацах главного героя, место действия, время действия. Обрисуйте бегло линии конфликта. Это тем более необходимо, если ваш герой подан от 1-го лица. Пусть ваш персонаж действует. Не усыпляйте читателя с первых строк. Придерживайтесь стремительного стиля. Рассказ — не роман, и первые сто страниц романа «Обломова» стали бы для вас неподходящим композиционным и сюжетным примером.

Не откладывайте сюжет на потом. Сразу записывайте!

Я знаком с одним товарищем, окончившим литературный институт. Помню, он изрядно раздражился, когда я сообщил ему, что не признаю порядка в придумывании сюжетов и написании рассказов. Я сказал ему вот что: я могу начать с первого абзаца, от него броситься к финалу и выписать развязку, а оттуда перейти вдруг к середине и написать пару сцен там. Могу начать с кульминации: меня сильно заводит главный конфликт, заводит столкновение и его финал. Могу всё написанное перемарать, оставив два-три предложения.

Мой знакомый этого не понимал. Его учили писать «по порядку».

Напрасно учили.

Порядок годится, быть может, для бухгалтерии. У творчества дебета и кредита нет.

В нашей голове работают подсознание и сознание. Сюжетные мысли могут явиться рано утром, посреди ночи, за обедом и в туалете. Вдохновение порядка не придерживается.

Придумывая сюжет, я мыслю сложившимися сценами. Одни сцены в моём сознании сложились, проявились, другие — нет. Сложившиеся просятся на бумагу. Я хватаю листок и карандаш.

Так же поступайте и вы. Не откладывайте. Скорее берите бумагу или включайте компьютер и набрасывайте те эпизоды, что сложились в голове. Не имеет значения, из какой композиционной части эти эпизоды: из начала или из конца истории. Важно записать. Иначе забудете.

Действуя таким образом, вы научитесь придумывать сюжеты и заодно натренируете воображение. Вы привыкнете к ритму жизни зигзагами, к писательскому ритму. Носите с собой повсюду блокнот и карандаш. Живите с сюжетами!

Записали сцену, но герои просятся дальше? Отлично! Пишите. Именно так и придумываются хорошие сюжеты.

Люди неповторимы. Их судьбы, характеры, решения оригинальны

Сюжет задают события и герои, в событиях участвующие.

Вы придумали все конфликты в сюжете. Вы наметили героев, главных и второстепенных. Вы знаете их имена, профессии, их темперамент, их лексику, вы понимаете, как они будут вести себя в придуманных вами ситуациях.

Продвигаясь по сюжету, не забывайте: они — не вы. Персонажи не говорят вашим языком, не думают вашими мыслями, не живут так, как живёте вы. Приравняв всех героев к себе, вы сломаете сюжет и не докажете идею. Читатель вам не поверит. Случится и кое-что похуже: читатель над вами посмеётся.

Если вы учились придумывать сюжеты так, как я написал в первом разделе, вы избегнете этой ошибки, типичной ошибки молодых авторов. От себя в первом лице вы потихоньку научитесь переходить к другим героям, понимать их точку зрения, видеть мир их глазами.

Сюжет получается выпуклым, трёхмерным у тех писателей, которые изображают каждого персонажа неповторимо, живо. Оригинальность персонажа передаётся через его профессиональную и разговорную лексику, через тип его темперамента (меланхолик не отреагирует на конфликт так, как холерик, а значит, сцена разрешится иначе), через его пол, возраст, образованность, убеждения, круг интересов, хобби, короче говоря, через его внутренний мир.

Мужчина пятидесяти лет, доктор технических наук, ужасно рассеянный изобретатель, и девушка двадцати лет, предельно собранная студентка лечебного факультета медакадемии, столкнувшиеся в больнице, будут говорить настолько по-разному, что даже без поясняющих слов автора читатель различит их реплики.

Научившись передавать при помощи диалога характер каждого героя, выражать через слова его личность, вы почувствуете себя настоящим писателем.

Не пользуйтесь генераторами сюжетов. Они убьют оригинальность

Полагаясь на генераторы сюжетов, на разные программы, комбинирующие машинным способом идеи для сюжетов, начинающий писатель выключает собственную фантазию. Такой человек не вправе называться гордым словом «автор». Он сознательно отказывается от тренировки воображения, он стирает собственную оригинальность.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Не пользуйтесь генераторами сюжетов. Желаете придумать оригинальный сюжет — избегайте всего шаблонного. Сюжет — не колода карт.

Узнайте кое-что о вреде генераторов для писателей.

Настоящему писателю, стремящемуся к оригинальности, сочиняющие машины противопоказаны. Сюжетные идеи родятся из жизненного опыта автора, из его начитанности, из воображения, из увлечений, из окружающего его мира.

Идей великое множество. Так не убивайте их вздорными генераторами!

Вы человек и автор. Вы творец. Или вы машинный придаток?

Откажитесь от машин — останьтесь человеком!

© Олег Чувакин, 15 марта 2023
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное