Как написать синопсис к роману

Написать хороший синопсис к роману — задача сложная. Автор, справившийся с романом, зачастую затрудняется с пересказом его сюжета. Моё руководство поможет писателю составить синопсис правильно.
Мужчина, писатель, синопсис, роман, лист бумаги, ручка

Синопсис как пересказ сюжета

Синопсис не призван расхваливать рукопись. Это не рекламный текст, убеждающий издателя положить авторскую рукопись в золотую папку с надписью: «Наши будущие бестселлеры».

Синопсис — это пересказ сюжета. Он представляет роман издателю. Он показывает главного героя и сжато излагает основные романные эпизоды: от завязки до кульминации и развязки.

Не ошибайтесь в самом начале: не смешивайте синопсис с аннотацией

Многие нынешние авторы совершают одинаковую ошибку. Она происходит от незнания литературоведческой и издательской терминологии. Начинающие писатели путают синопсис с аннотацией.

Тайное и явное: разница между синопсисом и аннотацией

Синопсис и аннотация — документы, противоположные по своему назначению. У них разные цели и адресаты. Их аудитория существует по разные стороны экрана.

Синопсис адресован издателю, аннотация предназначена для читателя. Синопсис можно сравнить с бэкендом в строительстве сайтов, аннотацию — с фронтендом. Бэкенд скрыт от конечного пользователя, фронтенд — то, что пользователь видит.

Аннотация обнародована на второй странице книги. Синопсис — документ не публичный.

Содержание и назначение синопсиса

Синопсис представляет собой полное изложение романного содержания. Его объём — одна-две страницы.

Синопсис предусматривает знакомство с главными героями и их антагонистами. Он заостряет внимание на всех ключевых поворотах и конфликтах сюжета.

Синопсис полностью раскрывает сюжетные ходы вплоть до развязки. В этом заключается его главное отличие от аннотации. Синопсис есть тщательно подобранная коллекция спойлеров. Синопсис не скрывает ничего!

Сжатый план-пересказ романа составляется для издателя и пишется по его требованию.

По этому изложению издательские редакторы, у которых мало времени, судят о сюжетном мастерстве автора.

Автор, не умеющий написать синопсис, обычно не умеет написать и роман. И наоборот, тот, кто мастерски составляет сюжетный пересказ, демонстрируя логику и владение композицией, получает шанс на отбор.

Таким образом, ключевая задача синопсиса — привлечь внимание издателя к романному тексту и заодно к его автору.

Главная задача аннотации

Аннотация лишь намечает сюжетные коллизии. Она выстраивается преимущественно на завязке.

Её цель — призыв, реклама. Её адресат — читатель. Аннотация знакомит читателя с главным героем, местом и временем действия и указывает на центральный конфликт.

Аннотация раскрывает малую часть содержания, помогающую будущему читателю понять, для него ли эта книга. Обман и любое увиливание от истины в аннотации недопустимы. Хорошие аннотации пишет тот, кто знает содержание рукописи на пятёрку с плюсом. То есть господин автор.

Аннотация предельно коротка. Её объём редко превышает пару абзацев. Понравилась аннотация — и незнакомец у книжной полки становится покупателем, голосует за книгу рублём.

Таким образом, аннотация передаёт суть книги и подводит к покупке. Это и есть главная её задача.

Как правильно написать синопсис. Отстранитесь от романного текста

Синопсис — документ, в котором автор рассказывает о своём романе отстранённо и в настоящем времени. Главный герой ставится в третье лицо даже в том случае, если повествование ведётся от лица первого.

Наши дни. Иван Петров, обыкновенный офис-менеджер, похмельным утром просыпается в чужой комнате. Из зеркала на него смотрит незнакомец.

Я только что придумал правильное начало для синопсиса: занимательное и стилистически ясное, отражающее место действия, время действия и описывающее сюжетную завязку. И всё в абзаце на восемнадцать слов! Как видите, я это умею.

Вот и вы так пишите. Учитесь. Тренируйтесь. У вас получится.

Помните: в ходе краткого изложения сюжета не допускается анализ ключевых эпизодов романа. Не допускается и моральная оценка — как позитивная, так и негативная. Никаких «потому», «в силу того» и «она была плохая». За героев говорят их поступки. Если вы берётесь объяснять поступки ваших героев и приклеивать к их наименованиям ярлыки, вы далеки от писательства.

Излагая романные события, постоянно держите в фокусе главного героя. Ведь это он проходит через череду испытаний.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Структура синопсиса

Необходимы все опорные сюжетные эпизоды. Нельзя исключать завязку, кульминацию и развязку.

Второстепенные линии — почти всегда лишние. Не громоздите. Всё, что можно сократить, смело убирайте. Не пытайтесь показать себя мастером эпоса. Лучше покажите себя мастером краткости.

Развязка подаётся через вводный конфликт. Что-то случилось с вашим главным героем!

В примере выше Иван с похмелья проснулся в какой-то незнакомой комнате и вместо своего отражения увидел в зеркале чужое. Всё, начальный конфликт описан.

Следом за завязкой покажите лёгкими мазками развитие действия. Развитием можно считать всё, что проходит между завязкой и кульминацией. Обрисуйте цепь конфликтов, создающую непрерывный саспенс — тревожное напряжение, то самое, что не позволит читателю оторваться от книги.

Кульминация романа — самая важная часть синопсиса. Провалите её описание — издатель пожмёт плечами. Переписывайте этот абзац до тех пор, пока не добьётесь впечатляющего результата — предельной лаконичности и выразительности.

Описывая развязку, ничего не утаивайте от господина издателя. Помните о разнице между синопсисом и аннотацией. Описание развязки показывает разрешение кульминационного конфликта и логически завершает ваше изложение.

На протяжении синопсиса уделите внимание психологизму. Коснитесь души главного героя и при необходимости души его антагониста. Помните: действия героев не возникают сами по себе и не происходят в пустоте. У героев есть характеры, есть желания и стремления, есть убеждения. Герои — не марионетки!

Основное и второстепенное

Составляя романный синопсис, придерживайтесь главных линий и избегайте второстепенных. Вам захочется пересказать всё, но это нерешаемая задача. Вы ограничены объёмом краткого изложения.

У издательских редакторов нет многих часов на чтение. Две минуты на одного автора — уже много. Ваша цель — заполучить эти две минуты.

Почитайте черновик синопсиса про себя (не вслух), засеките время. Две-три минуты будут хорошим итогом. Читайте в среднем темпе, вникая в описание.

Положите перед собой лист бумаги и пишите

Достичь отстранённости и написать хороший синопсис поможет отказ от компьютера. Способ годится для тех, кто обладает цепкой памятью и держит сюжеты в голове.

Выключите компьютер. Положите перед собой несколько чистых листов бумаги. Возьмите ручку или карандаш.

Расскажите о своём романе. Отстранённо. Вспомните событие за событием. Проведите своего героя от завязки до развязки.

Соблюдайте требования издателя

На своих сайтах издатели нередко публикуют требования к синопсисам. Изучите их и следуйте им.

Следование правилам — первый шажок к успеху.

Отказ от правил («я гений», «я самый умный», «правила для того и существуют, чтобы их нарушать») — провал на начальном этапе.

Не упирайте на оригинальность

Не старайтесь выпятить нечто неповторимое в вашем романе. Современные издатели нацелены на серийность, на клише, на повторяемость сюжетов, миров и героев. Уникальные тексты издателям не нужны.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Если ваш синопсис будет соответствовать серийной политике издательства, вы получите малый шанс на публикацию книги. Поэтому непременно укажите в синопсисе, на книги каких авторов издательства походит ваш роман и в какие серии впишется.

Перечитайте и исправьте. Сократите и откорректируйте

Перечитайте несколько раз ваше изложение. Подправьте. Сократите. Чем короче, тем лучше.

Отложите текст дня на два. Затем перечитайте и вновь подправьте.

Дайте почитать чистовик друзьям, коллегам. Попросите сделать кого-нибудь корректуру — испорченная орфография и покривлённая пунктуация сыграют не в вашу пользу.

Всё готово? Вы молодец. Отправляйте синопсис издателю. Не забудьте приложить к синопсису роман.

© Олег Чувакин, 18 мая 2023
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное