Увлечение писательством: вред и польза

Увлечение писательством может принести больше вреда, чем пользы. Не имея литературных способностей, вы рискуете стать посмешищем в глазах друзей или критиков.
Женщина, воображение, свет, фантазия, быть писателем, увлекаться писательством

Вред от увлечения писательством: потеря времени, нервов, здоровья

Писательство — ваше хобби? И даже больше того — почти что смысл жизни? Уже оторваться не можете?

Вы и не заметили, как погрузились в него с головой, завели аккаунты на «Самиздате», «Прозе.ру» и в какой-нибудь соцсети, к примеру, «ВКонтакте», и с нетерпением ждёте конца рабочего дня. И на работе вы нет-нет да хватаете смартфон и залезаете в Интернет.

Вы читаете новые отзывы и отвечаете активным комментаторам. Вы не жалеете усилий на то, чтобы подружиться с кем-то из новых читателей-писателей. Вы переходите на его странички, скользите по его текстам и тоже оставляете восторженные отзывы.

Вы и не заметили, как начали тратить все вечера, а то и ранние утра, на походы в виртуальный мир. На чтение сочинений своих сетевых френдов, рисование смайликов и раздачу лайков.

Это про вас? Читайте дальше.

Мнимые способности, фальшивые друзья и недобрая традиция

Вот некоторые результаты исследования We Are Social и Hootsuite, позаимствованные мною из доклада «Книжный рынок России» (Минцифры, 2021): в 2020 году россияне проводили в Интернете 7 часов 52 минуты в день, из них на соцсети уходило 2 часа 28 минут.

Вам не жалко двух с половиной часов? Это значит, что вам не жалко и собственной жизни. За месяц вы потратите таким образом свыше пятисот часов. А за год… Сосчитайте сами.

За это время вы могли бы: а) заниматься своей семьёй, воспитывать детей; б) научиться чем-то полезному, нужному в жизни; в) подумать о карьерной стратегии и вообще о своём будущем, выстроить планы; г) заработать деньги — найти вместо вздорного писательства дополнительную оплачиваемую работу в том же Интернете; д) подобрать себе увлечение, раскрывающее какие-либо ваши способности. Настоящие, не мнимые.

Почему я говорю о мнимых способностях? Потому, что так называемые френды — мнимые критики. И друзья тоже мнимые. Сетевая дружба строится на принципе из басни: Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

В реальности настоящая дружба подвергается суровым испытаниям, среди которых первое — проверка искренностью, правдой, честностью, острой критикой. В сети, когда лица спрятаны за никами, необходимости в таком испытании не возникает: друзей как бы и нет, это фантомы, анонимы под масками. И дружба с ними — суррогат, фальшивка.

Недобрая традиция укрываться под псевдонимами, прятаться под набором символов весьма характерна для писательских сообществ, особенно для тех участников, которые заявляют: я пишу для себя. Эта их ложь разоблачается легко, она не выдерживает простейшей проверки логикой: ведь кто публикуется, тот пишет уже не для себя. Публикующийся товарищ жаждет друзей, похвал, лайков, подписчиков, побед на конкурсах и прочего сладкого и липкого. Поясню непосвящённым: квазиаргумент «для себя» переводится «тебя не звали». Вспыльчивый писатель применяет квазиаргумент к тем редким язвительным критикам, что осмелились подать скрипучий голос посреди хора поклонников, вооружённых розовыми сердечками. Обычно язвительные критики в дилетантских сообществах не задерживаются. Набравшись необходимого опыта, уходят.

Однако уколы таких критиков, говорящих правду отнюдь не для того, чтобы незадачливых авторов позлить, могут быть очень болезненными. Они ранят самолюбие, портят нервы, пробуждают злость, короче говоря, вызывают самые неприятные чувства. Хочется напиться… Дам ценный совет: в подобных случаях пейте молоко. Можно кипячёное.

Сидение на стуле, сидение возле экрана испортит и здоровье. И было бы во имя чего!

В газете «Ведомости» несколько лет тому назад я прочитал, что в России три миллиона человек хотят издать свои книги. Ух, сказал я себе, да ведь на такое количество авторов соответствующего количества читателей не найдётся!

Выверты судьбы или, как говорят учёные, флюктуации, выталкивают наверх всего по несколько имён в каждом жанре, а то и по одному-единственному имени. Вот вам автор «Гарри Поттера», вот вам автор «Оттенков серого», вот вам несколько авторов вампирских саг (сегодня уже мало кому нужных), а вот вам король ужасов — всё тот же мистер Кинг, старый-престарый. Дарья наша Донцова тоже одна. То же происходит и у мелких литподёнщиков, больших богатств не сыскавших. Любители современных поджанров назовут, пожалуй, два-три имени конвейерных сочинителей литРПГ во главе с Д. Сугралиновым, который, кстати, не считает себя писателем, а занятие своё объясняет тем, что ему нужно «кормить семью».

Всё это бульварщина. Взглянем же на классиков. Родоначальник литературы нашей, Пушкин, тоже один. Второго Толстого, словом которого поверяли себя Чехов и Бунин, тоже не случилось. И Чехова нет второго — и даже рассказ как таковой в России умер. Читателям (вернее, игрокам в читателей) нынче подавай романы, и сразу циклами и сериями. За границей то же самое: второго Шекли нет, второго Саймака нет, нет и второго Брэдбери. Подражатели есть. И что? Пшик. В Германии сейчас есть Андреас Эшбах. Живой классик фантастики (настоящей, не каких-нибудь литРПГ и фэнтези). Эшбаха номер два нет. В Англии не было Диккенса номер два. Недаром Толстой им восхищался, а восхищался кем-нибудь он редко. Айн Рэнд — отнюдь не второй Виктор Гюго, пусть она и равнялась на него. Она оригинальна. Настолько оригинальна, что у неё и подражателей нет.

Как черви на могилах

Сколько за большими именами ни иди, славы и миллионов не подберёшь. На пустынной дороге не то что пятых или третьих, но даже и вторых не встретишь.

Пытаясь повторить не что-то литературное, но повторить успех, вы теряете время, нервы и здоровье. Досиживаетесь до искривления позвоночника, до простатита и аденомы, до близорукости и дистрофии сетчатки, до разных болезней, связанных с малоподвижным образом жизни.

С таким увлечением и до психиатра недалеко. Вы ведь и не заметили, как пролетели пять лет и десять, и пятнадцать, а вы всё там же, всё производите свои «нетленки» на каком-нибудь «Самиздате», где рядом копошится ещё миллион творцов. Ну прямо черви на собственных могилах.

Не быть неудачником

Не будьте неудачником — найдите себе настоящее увлечение, которое, быть может, приведёт вас позднее к собственному бизнесу или хотя бы к полезному времяпрепровождению.

Не будьте как все.

Нынче все пишут, все строчат что-то. Демонстрируют собственную безграмотность и глупость. Разбрасывают словесный мусор.

А вы не делайте так, не подражайте им.

Не превращайтесь в бессмысленного строчкогона.

Не консервируйте себя в статичном состоянии, в котором прогресса нет и быть не может.

Оставайтесь собою. Личностью. Берегите себя. И берегите своих близких. Ибо им тоже не нравится, как вы губите за монитором свои нервы и здоровье. Себя губите, уничтожаете свою жизнь.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Поцелуйте жену (мужа), поиграйте с детьми. Полюбите заново жизнь. И себя в ней.

Ещё раз: не будьте как все.

Польза от увлечения писательством: развитие воображения и раскрытие таланта

А вот и радость: польза от увлечения писательством тоже есть. И даже не одна.

Обогащать фантазию. Учиться творить

Сочиняя, вы вынуждены читать много книжек. Разных: научных, научно-популярных, исторических, философских, художественных. Читая, вы заряжаетесь энергией и расширяете сферы своих знаний. Вам необходима эта научная и художественная подпитка: иначе хороший рассказ или роман не написать.

Читая тексты чужие и одновременно сочиняя свои, вы каждодневно развиваете воображение. Развитое воображение стимулирует мыслительные процессы, учит мыслить образно, живо, искать нестандартные решения и ведёт к мудрости. Люди без воображения не совершают открытий. Для автора прозы богатая фантазия полезна и тем, что без неё его талант не раскроется в полной мере.

Воображение плюс язык — два главных инструмента писателя. Не имея таких инструментов, нечего и увлекаться писательством. Склонность к фантазии и тяга к чтению, способности к языку отлично видны уже в подготовительной группе детского сада и в первых классах школы.

Разобраться в родном языке и вырваться в писатели

Много читая и постоянно пиша (как сказал бы упомянутый выше Чехов), вы учитесь выражать ясно и лаконично свои мысли, а далее и облекать их в подлинно художественную форму: строить сюжет, формировать композицию, наделять героев живым (даже типическим, см. у классиков) характером, совершенствоваться в сложном искусстве диалогов, описаний и психологизмов.

Умение логично и образно излагать мысли, а также грамотность пригодятся вам не только за письменным столом. Не исключено, что вы станете хорошим оратором, ведущим семинаров, директором по коммуникациям, а то вдруг и… писателем! Таким писателем, которому не нужно будет стыдиться этого имени существительного.

Разумеется, испортить зрение и нажить разные болезни можно и тогда, когда писательство оказывается призванием. Но тогда-то вы сквозь боль улыбнётесь себе и скажете, с гордостью скажете:

— Я написал то-то и то-то. Я жил не зря.

Вы сумеете выделить своё главное. Уж точно!

И это радость, которая выше боли. Это итог, который выше жизни.

Верный писательский путь. Не куда, а откуда

Только, пожалуйста, не думайте, что радость сия добывается легко. О нет, она рождается в мучениях!

Прежде чем вы создадите листок черновика, вы испишете мешки черновиков.

Прежде чем вы выведете героя, который станет вам ближе родных людей, вы замараете сто других героев.

Прежде чем вы поймёте, что ваши герои пишут за вас, вы раз десять собьётесь с единственного пути.

Вам будет казаться, что у вас ничего не получается.

Вы будете думать, что затеянный роман никуда не годится.

Вы будете переписывать спустя год то, что считали законченным и отшлифованным, а спустя три года вы снова перепишете это.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Здесь не радость, здесь нет удовольствия.

Не увлечение, а призвание

Слова, рождающиеся в подобных муках, сотворяются не для френдов в соцсетях, не для сообществ петухов и кукушек.

Вы пишете потому, что вам есть что сказать и вы умеете это сказать.

Это не увлечение, нет. Это призвание. И это судьба.

Вы понимаете это, вам близко это? Тогда у вас есть шанс. Тогда, быть может, вы стоите на верном пути.

© Олег Чувакин, 25 декабря 2022
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное