Советы писателя начинающим авторам

Советы писателя начинающим авторам вкратце: пишите быстро, переписывайте медленно; любите родной язык; читайте подходящие книги; творите для своего читателя.
Писательница, читательница, книги, советы начинающим авторам

Десять писательских советов начинающим авторам

Здесь нет пространных рекомендаций, каждая из которых могла бы составить целое исследование. Я не лью воду — говорю исключительно по делу.

Итак, начали.

Совет первый. Пишите быстро, переписывайте медленно

Вас посетило вдохновение. Сработало подсознание. Родились образы. Прорисовался сюжет. Герой выхватил бластер…

Отлично. Хватайте бумагу или клавиатуру — и немедленно записывайте. Пишите небрежно, с сокращениями, с опечатками и ошибками — наплевать. Потом выправите. Сейчас нужно записать. Иначе забудется, потеряется. Торопитесь! Бросьте все дела и пишите.

Уф! Готово.

На следующий день написанное перечитывайте и дополняйте.

Пишите столько дней, сколько понадобится. В эти дни умерьте пыл. Работайте в темпе andante.

Текст стал походить на черновик? Замечательно!

Переходите к правке, а затем к шлифовке.

Написать — только половина дела. Так уж мы, писатели, устроены, что бесконечно редактируем, шлифуем черновики.

Я, признаться, даже не верю в чистовики. Спустя год перечитаю рассказ — и непременно подправлю что-нибудь.

Совет второй. Выработайте усидчивость

Хрестоматийным примером трудолюбивого и усидчивого писателя является Джек Лондон. О том, как он трудился ежедневно по утрам, вы прочитаете в романе «Мартин Иден» и в беллетризованной биографической книге Ирвинга Стоуна «Моряк в седле».

Другим примером служит Бальзак. Французский беллетрист работал весьма интенсивно не только из любви к литературному труду. Пить по три литра кофе и производить по ночам романы его побуждали суровые кредиторы.

Лев Толстой оставил по себе девяносто томов полного собрания. Гигант!

Трудолюбивых писателей в мире много. А вот о ленивых ничего не слышно.

Хотите, чтобы о вас знала публика? Выработайте усидчивость. Будьте дисциплинированны и трудолюбивы. Напрягите силу воли и изгоните лень.

Совет третий. Читайте подходящие книги

Читайте каждый день. Постоянно читайте. Назвался груздем — полезай в кузов. Без чтения, без литературной подпитки вы засохнете. Вы будете как путник без воды посреди пустыни. Надо читать.

Читайте с разбором.

Если вы сочиняете роман, читайте романы и повести — те, что потолще. Если вы пишете рассказ, читайте рассказы.

У вас в голове будет складываться соответственно крупная форма или малая форма.

Читая роман, трудно перестраиваться на писанье рассказов. Читая рассказ, трудно мыслить романно, широко.

Не затрудняйте себе жизнь. Она и без того нелегка, верно?

Для чтения выбирайте книги, подходящие к тому, что вы пишете, не только по толщине, но и по направлению, по жанру, по общему духу и отчасти по стилю.

Работаете над фантастическим текстом — читайте фантастику. Реализм требует реализма. Не сбивайте настрой чужеродными элементами.

Совет четвёртый. Учитесь у любимых прозаиков

Учиться писать у именитых прозаиков, немного подражать им — это похвально. Быть неучем в литературном отношении, не иметь корней — это порицаемая позиция.

Держите пару-тройку томов любимых авторов на письменном столе. Написали своё — заглянули в чужое. Сравнили. Уверяю вас: при сравнении вы сразу же увидите гладкость стиля в чужой книге и шероховатость в рукописи своей. Переписывайте.

Если какой-то прославленный писатель не нравится, не читайте его. У такого автора вы ничему не научитесь. Не читайте его, и плевать на его славу и богатство.

И не забывайте: беллетриста создаёт оригинальность. Подражание хорошо для начального периода, для первого года творчества, для тех месяцев, когда котёнок вырастает в кота. Спустя год или два ваше перо окрепнет. Уберите книги со стола.

Совет пятый. Любите родной язык

Убрали? Взамен положите справочник по орфографии и пунктуации. И ещё толковый словарь.

Любите и прилежно изучайте родной язык. Язык — основной инструмент писателя. Безъязыких поэтов и прозаиков не бывает. Вернее, они существуют, но они писатели только в собственных фантазиях. Для них уже и термин соответствующий придумали: премиальщики.

Займитесь орфографией, пунктуацией, синтаксисом. Не перевирайте фразеологизмы. Обогащайте лексику. Как? Да очень просто! Уже сказано выше: постоянно читайте. Читайте русских и иностранных классиков. У талантливых прозаиков и поэтов язык богатейший.

Совет шестой. Проверяйте факты

Избавились от ошибок? Ваша грамотность близка к идеалу, а манера письма наконец-то стала походить на стиль? Вы молодец.

Впрочем, не совсем. Есть ещё кое-что.

Ваша героиня в первой главе была наречена вами Алёной. Во второй главе имя её переменилось на Анну. В третьей главе читателю явилась уже Анастасия. Что-то не то, да? Надеюсь, она не родит на третьем месяце беременности, как это случается в розовых романчиках, сотворяемых бригадами низкооплачиваемых «книггеров».

Ваш главный герой, ГГ, как нынче принято сокращать, действует в эпоху товарища Горбачёва, в годы перестройки. Повесть ваша реалистическая — попаданцев в сюжете нет. Тогда отчего ж вы оперируете ельцинскими инфляционными рублями, мельтешите тысячами и миллионами? Герой ваш работает в райкоме комсомола и принимает на красном ковре пионеров в ряды ВЛКСМ. Портрет Ильича в раме цвета бронзы. Кажется, вот-вот грянет коммунизм, вот-вот на фотонных ракетах коммунисты вырвутся в дальний космос. И на тебе — зарплата в двести «кусков». Стальные ларьки на улицах тоже вынуты из соседней эпохи.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Авторы, не умеющие себя перечитывать, ленящиеся проверять факты, называют Достоевского современником Горького, а генсека Андропова — президентом СССР. Они сообщают, что первого человека в космос отправил Сталин, называют швейцарскую газету, издаваемую в городе Цюрихе, немецкой, и указывают, что с Отечественной войны до Великой Отечественной прошло сто лет. Они заставляют героя снимать ТТ с предохранителя. Их героиня исполняет танец будущего — показывает выверты брейк-данса на сельской дискотеке 1970-х годов… Нет, это не подражание занимательному фильму Земекиса; нет, это не фантастика. Так пишут товарищи реалисты. На таком мутном фоне любые герои покажутся читателю неубедительными.

Пишите достоверно.

Проверяйте и перепроверяйте факты, берите для проверки несколько разных исторических источников. Не верьте ничему, даже своей памяти.

Почитайте в Интернете статьи литературного критика Александра Кузьменкова. Он расскажет вам, как писать не надо. И покажет.

Совет седьмой. Подстегните себя. Создайте атмосферу

Нет, выпивать и курить не надо. Это путь к хандре и мозговой вялости.

Пить по три литра крепчайшего кофе, как это практиковал Бальзак, тоже не советую. Помрёте от водянки, состариться не успев.

Взбадривают себя писатели разными способами.

Одни покупают стереосистему и заводят heavy metal. Другие тоже покупают стереосистему, но заводят первый концерт для скрипки с оркестром Паганини. Или Шопена — тоже первый, но для фортепиано с оркестром.

Музыка, самое загадочное из искусств, просветляет им мозги.

Другие, наоборот, предпочитают работать в тишине, закрывают для её достижения окна и двери. А под двери суют тряпки. Беруши — тоже вариант. Любой посторонний звук этих литераторов нервирует. Зато установившаяся тишина действует на них настолько благотворно, что они выдают за час по десять тысяч знаков черновика.

Третьи вдохновляются картинами или фотографиями, которые висят на стенах их комнаты.

Четвёртым подавай холодный апельсиновый сок. Нет, яблочный не годится.

Пятые работают при мурчащей кошке на письменном столе.

Шестых заводит только любимая книга. Прочитают пару страниц — и вперёд, творить свои миры.

Довольно. Я обещал быть кратким. Седьмой способ подстегнуть в себе творца — ваш. Вы пока его не нашли? Значит, скоро найдёте.

Совет восьмой. Избавьтесь от помех

Вы один на один с чистым листом. Больше ничего и никого нет.

Забудьте о телефонах, социальных сетях, родственниках, приятелях, магазине, парикмахерской, детском саде и новостях по телику.

Сейчас вы пишете.

Вы делаете только это.

Чем глубже вы погрузитесь в сочинительство, тем лучше будет результат.

У издёрганного человека не получится ни-че-го.

Совет девятый. Сойдитесь с коллегами по ремеслу

Познакомьтесь в сети и реале с теми, чьи рассказы и романы вам нравятся. Оставьте отзывы к книжкам автора, к сюжетам которого вы неравнодушны. Напишите комментарий на его сайте.

Не стесняйтесь проявить себя. Любой автор любит отзывы о своих книгах. Быть одному тоскливо. Писатели часто объединяются в группы и даже пишут коллективные манифесты. Вы и без меня знаете это из истории литературы.

В наше время для начала можно вступить в сетевую группу любителей такой-то прозы или поучаствовать в сетевом форуме. Вас там приняли? Вы обрели новых читателей? Поздравляю вас! Двигайтесь дальше.

Совет десятый. Пишите для своего читателя

Этот совет последний, а мог бы стоять первым. Нумерация не важна — поэтому-то я и не пронумеровал свой список.

Среди множества ваших читателей со временем вы отберёте одного. Самого-пресамого.

Далее пишите так, будто он стоит у вас за спиной. Представляйте, что он читает каждую вашу строку и оценивает. Зачёркивайте то, что он не принимает.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

У меня есть такой читатель — читатель номер один. Точнее, читательница. Она настолько любит мои состоявшиеся рассказы и повести, что я, продолжая работать, продолжая писать новое, боюсь употребить хоть одно приблизительное слово. Как Флобер, я стремлюсь быть предельно точным.

Она далеко. Она живёт за две тысячи километров от меня. Я никогда не видел её. И всё-таки она всегда рядом.

Мой следующий рассказ должен получиться чуточку лучше предыдущего.

Все мои рассказы должны отвечать моему главному, ведущему — наивысшему в понимании Аристотеля.

Если это не так, к чему писать? Зачем плодить проходные или вовсе негодные рассказы?

Когда вы чувствуете за спиной дыхание своего читателя, своей читательницы, когда вы слышите стук близкого сердца, вы не станете писать посредственно.

Вы не сможете.

© Олег Чувакин, 16 ноября 2021
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное