Годы не вернуть. Вред от фанфиков
Аудитория сайтов с фанфиками молодая, если не сказать — юная. По возрасту это та же аудитория, что часами сидит за компьютерными и смартфонными играми.
Самый популярный в России сайт фанфиков — Ficbook. По данным Similarweb, в октябре 2023 года на сайте побывало 93,4 млн. уникальных посетителей. В рейтинге «Книги и литература» по России сайт обосновался на первом месте.
Согласно статистике Similarweb за октябрь 2023 года, почти треть аудитории «Фикбука» (31,21 %) составляют подростки и молодёжь в промежутке от 18 до 24 лет. К ним присоединяются молодые люди постарше: 29,16 % аудитории находится в возрасте от 25 до 34 лет. Совокупно это 60,37 %.
18-34 года — тот возраст, когда у человека преобладает статическое восприятие действительности. Юношам и девушкам кажется, что всегда так будет. Старость и смерть далеки и не представляются неотвратимыми. Родители живы, подкинут деньжат и накормят. Ну а Гарри Поттер и персонажи японских комиксов никогда не состарятся — настоящий литературный факт.
Мудрая стратегия жизни состоит в непрерывном обучении, в самосовершенствовании, в поиске истины. В XXI веке, когда мир стремительно меняется, эту практическую философию трудно переоценить. Пока одни валяют дурака и играют в мёртвого Гарри Поттера, другие, живые и энергичные, учатся созидать: планировать города, строить дома и мосты, программировать, лечить, говорить на иностранных языках.
Это они будут преуспевать в тридцать пять и сорок лет, а не те, кто испортил зрение, отсидел задницу за компьютером и помешался на чужих персонажах.
Фанфик против творчества. Фикрайтинг как подмена искусства
Давид Лагеркранц не сумел написать героев Стига Ларссона, как ни старался. А ведь профессиональный писатель. Его «Девушку в паутине», написанную штампованным языком и без ларссоновской густоты детализации, романом не назовёшь. Это подделка под талант; это поделка, сконструированная ради денег. Если Стиг своих героев любил, то Давид был к его героям равнодушен.
Принятие чужих героев неизбежно приводит к искусственному сооружению барьера в сознании. Посторонний автор, взявшийся за чужих персонажей, не ведает того, что вложил в них автор подлинный.
Клиффорд Саймак недаром говорил, что его рассказы и романы пишут сами персонажи. Попробуйте-ка написать фанфик на Саймака! Неудивительно, что фанфиков по произведениям именитого фантаста не сочиняют.
Безумству фантазии сложил песнь и Рэй Брэдбери. Иные пробовали ему подражать — вышло жалкое подобие. Даже рассказы памяти этого мастера отдают пошлятиной — желанием прицепиться к большому имени. От такого вторсырья отворачиваются даже самые горячие поклонники автора «Детской площадки» и «Вышивания».
Что поделать, писатели умирают! Нет на свете белом ни Саймака, ни Брэдбери. И Стига Ларссона нет.
И никаким подражателям их не воскресить.
Талант, и всё тут! Жить в литературе значит создавать оригинальные характеры
Талант, и всё тут!
Так однажды в Ялте сказал Чехов младшему другу своему, Бунину.
Оригинальность, позволяющая выхватить типические черты и подать их в особенном свете, — главная черта, по которой читатель и критик судят о проявлении литературного таланта.
Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.
Талант не тащит в свой рассказ или роман вторсырьё.
В голове талантливого автора теснятся его персонажи. Ему незачем подглядывать за чужими и вклеивать их на свои страницы. Ему незачем перекрывать кислород своему знанию жизни и своему воображению.
Сердцу талантливого прозаика есть что сказать. И сердце его говорит. Говорит своё, а не чужое. Талант никогда бы не стал размениваться на чужое.
Хорош был бы Джек Лондон, если б вывел вместо Мартина Идена какого-нибудь маклера или фабриканта!
Кто изучал бы в школах Льва Толстого, если б яснополянский граф под каким-нибудь женским псевдонимом сочинял бульварные романы?
Зачем Ромен Роллан, перебивавшийся дешёвыми уроками, худой и с огнём в глазах, упрямо писал день за днём четыре тома «Жан-Кристофа»?
Делая своё дело, настоящее дело, писатель имеет в виду не настоящее, а будущее. Об этом говорил тот же Чехов.
Писатель уподобляется божественной сущности и прокладывает дорогу в завтра: соединяет мостом настоящее и грядущее. Его характеры живее живых и остаются с нами — со следующими поколениями.
Вот так литература продолжает жизнь. Именно потому Толстой, Чехов, Бунин прописаны по сей день в школьной программе. Их некем заменить.
Фанфики — это игра. Вчерашняя
Фанфики — в лучшем случае игра в литературу, день вчерашний, день замерший, в историю откатившийся. Основа уже построена, нового не родится, остаётся лишь играть, пальцы мозолить.
Игроку компьютерной «стрелялки» выдаётся готовый персонаж, пусть и выступающий от первого лица. Точно так фикрайтер получает готовый персонаж для своего сочинения. Рядом с ним стараются, корпят над чужими героями ещё сотни тысяч и миллионы фикрайтеров.
Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.
Они гробят свои годы, просиживая задницы перед мерцающими экранами. Они идут чужими путями — страница за страницей, тысяча знаков за тысячей.
Успеют ли они разглядеть своё завтра? Хватит ли им юной энергии на открытие подлинного своего пути?
Оторвутся они от стула и соберутся наконец в будущее — или так и останутся торчать в замшелом вчера?