Фокальный персонаж. Повествование изнутри

Кто такой фокальный персонаж? Как вести повествование изнутри героя? Какие ошибки допускают начинающие писатели, оперируя точкой зрения в композиции? Все ответы здесь. С примерами.
Женщина, телефонная трубка, литературная сцена, фокальная героиня
— Алло, фокальный персонаж на проводе!

Фокальный персонаж в литературном повествовании. Задачи автора

Фокальный персонаж — центральный герой, через внутренний взгляд которого передаётся внешний мир. Автор отступает, на передний план выходит ведущий персонаж. Точка зрения этого героя освещает всё пространство истории либо её участок.

Автору, создающему фокальный персонаж, предстоит решить несколько трудных повествовательных задач.

Первая и главная авторская задача: создать через персонаж сильную связь между сюжетным повествованием и читателем. Затянуть читателя в историю так, чтобы тот погрузился в приключения и переживания героя с головой.

Знание автором внутреннего мира героя, а также внешнего мира, окружающего героя, и умение выразить внутреннее и внешнее в словах, вызывает у читателя максимальное доверие и к автору, и к его герою. Отсюда проистекает вторая задача. Писатель не только придумывает героя и его окружение, живое и вещное, но и продумывает всё это, изучает.

И третья задача: автор композиционно сшивает части сцен и эпизодов таким образом, чтобы фокус смещался между персонажами плавно, без рывков. Композиционное смещение фокуса определяется сюжетной необходимостью.

Нельзя произвольно дёргать героев. Композиция — бесшовное искусство. Когда обыкновенный читатель погружается в книгу, он не замечает техники её создания. Замечает? Значит, техника у автора хромает.

Автор, сотри себя. Уступи место персонажу

Читая рассказ или роман, увлекательно написанный с точки зрения главного героя, взятого в фокус, человек забывает о создателе истории — господине авторе.

Читатель может иметь автора в виду лишь как фоновый образ, как демиурга, создателя романного мира. Следует же читатель за героем, убедительно выписанным автором.

Автора в тексте нет. Полное авторское самоустранение — верный признак чисто переданной точки зрения фокального персонажа.

Клиффорд Саймак говорил, что рассказы и романы за него пишут герои, что двигают историю они. Задача прозаика — создать задел, написать первые страницы, бросить в плодородную почву зерно сюжета.

Самоотключение автора — весьма непростой способ вести повествование. Этот метод требует богатого воображения. Романы «Всякая плоть — трава», «Кольцо вокруг Солнца», «Почти как люди» мог создать писатель с исключительным воображением. И недаром перу Саймака принадлежит рассказ «Сила воображения», сокращённая цитата из которого давно уже курсирует по разным книгам и по Интернету: человек подумал, и сбылось.

Вести повествование, фокальный герой, первое лицо, композиция в романной сцене
Автора в сцене нет. На него намекает пишущая машинка…

Персонаж в фокусе. Композиционные особенности сфокусированного повествования

Полное отстранение автора и стопроцентное зрение персонажа достигаются в повествовании от 1-го лица. При таком способе повествования в тексте нет даже намёка на автора: события показываются и трактуются исключительно через «я».

Повествование от первого лица — относительно быстрый способ овладеть искусством точки зрения. «Я» всегда в центре литературной вселенной. Отклонение автора от «я» недопустимо и тотчас выбросит читателя из сюжетного мира.

Писать от третьего лица уже сложнее. Особенно сложно создавать многоплановый роман, в котором точки зрения будут комбинироваться: автору придётся наводить фокус на разных персонажей, а также проявляться в роли бога — всевидящего, всеведущего. Также существует вариант отстранённого всеведущего автора, избегающего выдавать себя с руками и ногами (слова Антона Чехова из письма к старшему брату Александру).

Несколько фокальных персонажей, от лица которых ведётся повествование, и вдобавок господин всеведущий автор, — наиболее сложный метод композиции.

Вершиной литературного мастерства является способность автора целиком переключить читателя на героя. Виртуоз точки зрения — прозаик, умеющий в рамках одной сцены переключать читателя между разными героями.

При неумелом использовании этого приёма множественность точек зрения вызовет у читателя когнитивный диссонанс. При искусном же применении варьирование фокусировки на объектах даст читателю эффект присутствия в книге — высший пилотаж в прозе.

Читатель будет попеременно вселяться в разумы и сердца героев, ведущих беседу или участвующих в увлекательном совместном действии. Читатель будет ощущать богом себя, а не автора.

Писатель, способный даровать читателям такую глубину погружения, есть истинный творец литературных вселенных.

Мастером погружения был П. Г. Вудхауз, подводивший читателя к разрешению конфликтных сцен путём нарастания сюжетной остроты, передаваемой через точки зрения разных персонажей.

В своих юмористических романах Вудхауз искусно использовал редкий композиционный приём: забегание вперёд. Читатель заранее узнавал через одного героя, что случится с другим героем. Знание перипетий сюжета на несколько сцен вперёд (а то и глав) вызывало дополнительный комический эффект и погружало читателя в роман с головой.

Дочитывая очередной роман Вудхауза, всегда жалеешь, что он кончился.

Как слиться с фокальным персонажем. Как правильно повествовать изнутри героя

Автор обязан сжиться со своим героем до полного слияния и повествовать из героя: из его духовного, душевного, интеллектуального и физического нутра.

Чтобы не допускать композиционных ляпов в истории, следует всегда держать в уме одну установку: если выбран конкретный фокальный персонаж, то он и ведёт историю. Он знает лишь то, что знает, а автор описывает лишь то, что знает его герой.

Авторское знание либо знание, относящееся к иным героям, при сфокусированном нарративе недопустимо и устраняется.

Фокальный персонаж служит автору (а следом и читателю) своим телом и разумом, своей душой и своим духом. Если фокус наведён на одного героя, то нет иного источника для трансляции событий, кроме этого героя. Там, где герой естественно ограничен, автор не вправе лезть со своим всезнанием. К примеру, герой в лесу не видел происшествия на опушке и потому о нём не ведает.

При сюжетной необходимости автор вправе вмешиваться в повествование, переключаясь на фокус рассказчика. Иной способ композиционного переключения — передать точку зрения другому герою.

Уместность смены фокуса не отвечает каким-либо «правилам» и «методам». Литература не подчиняется шаблонам. Сюжеты многообразны так же, как разнообразна жизнь, а литературные герои подчас живее живых людей.

Автор может переключать фокус и внутри сцен, и при смене сцен, и при переходах на следующий эпизод, и в начале новой главы. Уместность переключения основывается на сюжетной необходимости. Иными словами, есть лишь одна неизменная установка: смену фокуса диктует сюжет. Композиция подчиняется сюжету. Содержание всегда идёт впереди формы. Содержание — локомотив; форма — вагоны с пассажирами и грузом.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Герой, от лица которого велось повествование, умер. Однако автору есть ещё что сказать. Автор вправе продолжить историю от своего лица. Автор бог — он заглядывает даже за пределы Вселенной.

Мой рассказ «Ре, си, соль» начинается с точки зрения главной героини. Позднее в повествование проникает с той стороны бытия невидимый всеведущий автор. Вскоре он подхватывает нить истории, принимает её из рук слабеющей героини. Вот героини уже нет на этом свете. Историю завершает автор.

Литературная композиция, фокальный герой, фокус на персонаже
Писатель больше, чем фотограф. Писатель вселяется в своего героя

Фатальные ошибки с фокальными персонажами. Провалы композиции у начинающих авторов

Начинающие авторы сплошь и рядом проваливают точку зрения фокальных персонажей, переключаясь то на себя, то на других героев, то по сюжетной забывчивости перескакивая с пятого на десятое. Провал точки зрения — одна из самых частых композиционных ошибок авторов, не понимающих необходимости самоограничения и даже самоотречения. Воля героя священна!

Провалы точки зрения, вызванные неумением сохранять фокусировку, выдают новичка с теми самыми чеховскими руками и ногами.

Перечислю типичные ошибки с фокальными персонажами:

  1. Ошибка наименования героя.
  2. Ошибка запоздания.
  3. Ошибка раздвоения фокуса.
  4. Ошибка смешения точек зрения.
  5. Ошибка неоправданного смещения точки зрения.

Ниже я рассматриваю эти ошибки подробно и привожу примеры.

Ошибка наименования героя

Начинающий писатель боится однообразия в описаниях и старательно подыскивает синонимы для обозначения своего героя. Герой у него то Иван Иванович, то юрист по бракоразводным делам, то седеющий мужчина, то импозантный адвокат в костюме-тройке.

Синонимы опасны! Во-первых, они зачастую излишни: при густоте окружающего текста повторение наименования героя не будет казаться чрезмерным. Такую густоту обеспечат богатство лексикона и художественная детализация, насыщение описаний конкретикой. При бедном языке синонимы ситуацию не спасут, а композицию искалечат. Во-вторых, фокальный герой не может видеть себя «импозантным» и не может думать о себе как о «седеющем мужчине». Всё это распространённые ошибки наименования персонажей.

Ошибка запоздания

Неопытный писатель торопится и неизбежно забывает включить в действие мелкие сюжетные события, обстановку при совершении этих событий либо некоторые действия персонажей в рамках событий. Добираясь до следующего эпизода, автор вспоминает об упущении и, ленясь вернуться и переписать место в рукописи, сообщает прямо там, где остановился, что герой ранее сделал то-то. Ошибки запоздания я часто вижу в разбираемых рукописях.

Фокальный персонаж не то же самое, что автор. Он не может забыть того, что надлежит ему совершить в определённое время действия в определённом месте действия.

К примеру, писатель рассказывает, как его герой проводит время в детском саду, куда его отдали только сегодня. Он наблюдателен и любопытен, а потому осматривает анфиладу комнат, ходит и разглядывает окна, стены, потолки, берёт в шкафу игрушку. Затем он вступает в спор с воспитательницей, ругающей его: эй, Витя, у нас сончас, положено спать!

Читатель полагает, что в комнате детсада только двое: один мальчик и одна воспитательница. И лишь по завершении спора автор спохватывается и сообщает читателю, что, кроме этого ребёнка, в детсаду находятся и другие ребятишки — они в той же комнате, где взял игрушку главный герой.

Спящих детей следовало показать глазами главного героя с первых же строк описания. Ошибка запоздания порождает в повествовании своего рода пустоту: фокальный персонаж не видит того, что должен видеть.

Ошибка раздвоения фокуса

Ошибка двойного фокуса проявляется тогда, когда автор буквально становится четырёхглазым: раздваивается между собой и персонажем.

У четырёхглазого автора фокус наводит герой и то же время фокус наводится на героя. Герой видит то, чего видеть не может.

Вот пример ошибки раздвоения фокуса:

Я перевела свои ярко-золотистые глаза на маму.

Героиня не видит своих глаз и не вправе их описывать.

Непременно надо передать цвет глаз или ещё какую-то деталь образа героя? Композиционных вариантов решения этой задачи множество.

Поставьте героиню перед зеркалом. Дайте реплику тому, кто видит персонажа. Дайте рассуждение на тему этой детали самой героине, но так, чтобы она сохранялась в фокусе. Скажем, в соцсети обсуждают редкие цвета человеческих глаз, героиня участвует в обсуждении. Наконец, выведите ведьму, которая охотится за девушкой с золотистыми глазами.

Ошибка смешения точек зрения

Смешение фокальных персонажей в пределах двух соседних предложений — курьёзная композиционная ошибка, вызывающая громкий смех у читающей публики.

Вот пример курьёзного смешения точек зрения:

Мария знала: откроется дверь, и в комнате появится волшебница, которую она так долго ждала. Ты моя Мария, думалось ей, и ты унаследуешь мой дар.

В коротком абзаце неоправданно смешаны две точки зрения. Курьёзность в том, что персонаж Мария думает словно бы о себе. Читатель воспринимает косвенную речь («Ты моя Мария…») так, будто она передана Марией, а не вторым персонажем — волшебницей.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Аналогичный пример:

Сергей не отрываясь смотрел на тихо вошедшую Свету. Это был её Серёжа.

Ошибка неоправданного смещения точки зрения

Смена точки зрения всегда обусловлена сюжетной необходимостью. Однако начинающие авторы обращаются с фокальными персонажами весьма небрежно. Фокус в их повествовании то и дело сбивается, указывая на диагноз композиционного косоглазия.

Пример ошибки неоправданного смещения точки зрения от 1-го лица:

Мой взгляд сказал другу, насколько я ему благодарен.

Герой не вправе отражать собственный взгляд и повествовать изнутри иного персонажа, не фокального, — в данном случае друга.

От ошибки неоправданного смещения точки зрения избавиться не так уж сложно: достаточно выработать самодисциплину и при письме погружать себя в одного персонажа, приучаться повествовать строго изнутри героя. Это вопрос не литературного таланта как такового, а вопрос перспективы — литературного зрения.

Дорогие авторы! Не стесняйтесь обращаться за советом и помощью к опытному писателю. Он покажет ошибки, он научит повествовать, он убережёт вас от насмешек злой публики.

© Олег Чувакин, 10 января 2024
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное