Как отредактировать рассказ. 10 уровней правки

Редактирование рассказа съедает вдвое-втрое больше времени, чем забирает его сочинение. Отредактировать короткую историю не так-то просто. Вам помогут мои подсказки.
Ноутбук, экран, письменный стол, чашка кофе, писатель, редактирование рассказа
Готово! Писатель отредактировал свой рассказ

Почему отредактировать рассказ так трудно?

Отредактировать рассказ значит его переписать, выправить, отшлифовать. А затем обнаружить, что текст на выходе… несовершенен! И повторить адские круги правки: вновь переписать рассказ, выправить и отшлифовать.

Конечно, никто не заставляет начинающего рассказчика бесконечно править черновики. Никто не заставляет человека мечтать о писательстве и работать за письменным столом, сходя с ума от выходок героев.

За два столетия хороших рассказчиков в мире не набралось и двух десятков. Думая об этом, мы понимаем: создавать рассказы — это сложно. Божественно сложно.

Нам необходимо понимать и другое: основное время у рассказчика отнимает не создание первого сюжетного наброска, а доведение его до ума — правка и снова правка.

Процесс редактирования рассказов покажется вам немного проще, когда вы прочтёте мой материал.

Сюжетный набросок — ещё не рассказ. Продумайте идею

Вы написали на листочках, на обрывках несколько сюжетных сцен. (Так делаю я.) Или записали их на диктофон. (Так я тоже делаю, но редко: привык к бумаге и карандашам.) Или у вас всегда с собой планшет — и вы сразу, как только сюжетные мысли явились в голову, набираете текст.

Все три подхода к записи будущего сюжета хороши. Важно не откладывать наброски на потом. Явились в голову герои, замелькали сюжетные события — скорее записывайте!

Итак, наброски готовы. Разложены на столе. Или набраны в компьютере.

Вы сконструировали скелет истории.

Теперь нужны вены, нервы, органы. Кожа и мясо. Лёгкие, полные воздуха; глаза, полные мира.

Думаете, нарастить всё это значит написать рассказ? Нет, вы уже написали!

Глаза и лёгкие относятся к стадии переписывания.

Вот почему на этапе сюжетного наброска вам следует проверить идею рассказа, который вы в костяке выстроили.

О чём вы пишете? Какова главная мысль будущего произведения? Что вы намерены сказать читателю? Что он выведет из вашей истории?

Можете ли вы чётко и ясно сформулировать идею своего рассказа? В одном предложении, конкретно и убедительно?

Я думаю, вы ответите: да, могу! И, пожалуй, соврёте.

Лишь один из сотни писателей, как начинающих, так и продолжающих, умеет выразить идею написанного им рассказа. Большинство начинающих писателей даже не знает, что такое идея художественного произведения!

Изучите соответствующий вопрос. Без ясной идеи рассказа у вас не будет. Стало быть, ваши наброски никуда не годятся. Вернитесь к стадии создания.

Прежде чем продолжать, продумайте характеры своих героев. Быть может, свершится чудо: персонажи выведут вас на идею сами. Быть может, думая над поворотами в их судьбах, вы наткнётесь на идею, полную сверкающего смысла.

Склеивание набросков в композиционно связанные сцены и эпизоды

Составьте ваши наброски в нечто относительно цельное. Сначала сложите обрывки небрежно, без соединений. Затем пропишите композиционные переходы, склейте сцены и свяжите их в эпизоды. Добейтесь цельности эпизодов, соединяющих в себе по несколько сцен. Добавьте композиционные вставки там, где это необходимо.

Пишите и дописывайте сколько угодно, не экономьте пространство. Тут же захотелось переписать, а переписанное отредактировать? Не бойтесь работы. Правьте себя. Помните: в производстве рассказов основная ваша работа — редактирование.

На этом уровне правки у вас должен получиться более-менее связный текст. Завершённый текст с полным сюжетом, от завязки до развязки. Или без развязки, ежели вы подражаете автору «Дамы с собачкой».

Проверьте логику событий. Выверьте сюжетные даты

Отнеситесь внимательно к последовательности событийного ряда. Проверьте даты, отследите и просчитайте связи между ними. Вооружитесь калькулятором и электронным календарём. Дважды проверьте всё, что касается времени действия в сценах и эпизодах.

Ошибки со временем действия очень любят вылавливать дотошные читатели.

Будет смешно, если вы случайно переключитесь с осени на лето. Переключитесь потому, что за окном июль. Ещё смешнее выйдет, если вы в начале и конце рассказа перепутаете дату рождения главного героя. И совсем надорвут животики читатели, когда вы вдруг перекрестите своего героя Вову в Виктора. Кто ж вам поверит после этого?

Вера в мир персонажа — самое важное. Она-то и погружает в текст. Самое плохое, фатальное, происходит тогда, когда читатель, разоблачающий неумеху-автора, выскакивает из истории во внешний мир.

Авторов, не умеющих редактировать свои рассказы, читатели заносят в чёрные списки, а цитаты из их сочинений размещают на писательских форумах и ядовито высмеивают.

Беременность героини длиною в четыре месяца. Месяц март, пришедшийся на середину осени. Имя Нина, Нонна и Ника у одной героини в одном рассказе на трёх соседних страницах: сляпав наспех рассказ, автор его даже не перечитал.

Ещё и не такое вытворяют со своими персонажами и сюжетами начинающие писатели! Вытворяют те, кто ленится свои рассказы редактировать.

Уточните термины и факты

Гражданская война в 1914 году. Столовая на эсминце. Михаил Горбачёв, управляющий СССР в 1983 году. Деноминация в перестройку. Отсылка к некоему Робинзону Карузо — помеси оперного певца с островным обитателем.

Такие вот выверты реальности отыскиваются опытным редактором в реалистических рассказах. Да-да, реалистических. Не в фантастике. Не в рассказах о сдвигах во времени. Не в рассказах о попаданцах.

Не будьте творцом всяких там хроновывертов. Повторяйте русскую пословицу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Не бывает на корабле столовых. Бывают там кают-компании. Обращайтесь к толковому словарю, к энциклопедиям и справочникам. Спрашивайте у знающих людей, консультируйтесь.

Проверьте темп повествования в рассказе

Темп в повествовании — это примерно то же, что темп в музыке. Повествование льётся свободно, а не скачет рывками. Нельзя посреди такта внезапно сменить темп с ленто на аллегро.

Проверяя темп повествования, выделите места в тексте, в которых явно недостаёт материала и потому темп неоправданно ускорился, и места, где вы увлеклись описаниями или диалогами, утратили чувство меры — и темп таким образом чересчур замедлили.

Сократите там, где слишком медленно. Добавьте текста там, где вы поскакали галопом.

Вернитесь к идее

Вернитесь к первоначально заданной идее вашего произведения. Проверьте, сохранила ли обновлённая редакция рассказа ту идею.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Это так? Что ж, очень хорошо.

Бывает, что в процессе правки идея претерпевает метаморфозы. Бывает, она непостижимым образом меняется на противоположную. Случается и так, что главный герой, отпетый мошенник, оказывается кристально честным человеком, а мошенником делается герой другой.

У вас произошло именно так?

Это плохо?

Нет!

Я вас хвалю. Вы истинный творец. Ваши герои живые. Ваши сюжеты жизненны. Вас будут читать и любить.

Поработайте над стилем и параллельно над грамотностью

Перечитывая текст на экране, правьте его. Правьте всё, что вам не нравится. Будьте предельно строги к своему слову.

Эту работу можно разбить на два этапа. Сначала прочтите текст бегло и пометьте цветом все места, где вы споткнулись. Затем вернитесь к началу и читайте рассказ очень медленно, останавливаясь у выделенных мест и поправляя эти участки. Правьте стиль, заодно исправляйте ошибки.

Потом снова и снова перечитывайте и редактируйте.

У меня эти этапы занимают по пять, по десять проходов. Я называю их кругами правки. Спустя месяц или полгода, год я возвращаюсь к этому рассказу и заново его редактирую.

Этот уровень правки для меня самый увлекательный. Несмотря на выматывающие круги. Почему? Я чувствую, как прорисовывается окончательно сюжет. Я ощущаю, как слова, словно по волшебству, занимают свои места, откуда их уже не прогонишь. Я понимаю: этот мой рассказ состоялся.

Вы тоже почувствуете это литературное чудо. Оно придёт в вашу жизнь тогда, когда вы как следует поработаете.

Как ощутить прогресс?

Я подскажу.

Стиль всему голова. Без стиля вы не писатель, а так, наборщик.

Не пользуйтесь никакими сервисами по проверке орфографии. Так вы поглупеете. Достаточно встроенного корректора в текстовый процессор. Остальное — сами.

Все красные слова проверяйте по орфографическому словарю. За два-три года такой самостоятельной правки вы повысите грамотность.

Вы сами себе удивитесь. И скажете себе спасибо.

Почитайте готовый рассказ себе

Чтение рассказа вслух — отличный способ ещё раз проверить рассказ на композиционные провалы и стилистические огрехи. Вы сами их услышите.

Иные предложения вы и произнести не сможете! Громоздкость стиля встречается у всех без исключения начинающих рассказчиков.

Прочтите рассказ публике

Чтение вслух публике — лучший метод обкатки рассказа. Особенно хороша аудитория с критическим настроем. Тут вас покритикуют, тут вам подскажут, где в рассказе ещё что-то придётся отредактировать, тут вам и чаю нальют.

Критика полезна. Не бойтесь её. Улыбайтесь ей. Благодарите за неё.

Начало и конец. Отредактируйте в рассказе первый абзац и последний

Чехов советовал отрезать у рассказов начало и конец. В них, говорил он, беллетристы больше всего врут.

Подумайте над словами Антона Павловича. У кого же учиться писать и править рассказы, как не у Чехова?

Я перерабатываю начала своих рассказов много раз. Первые пять или десять абзацев — самые трудные. И притом самые заметные. Через них читатель втягивается в сюжет и в стиль автора. Запнётся в самом начале — не пойдёт дальше. Так вы растеряете читателей.

У концовки иная функция. В финале погружать читателя в текст уже незачем — он своим ходом дошёл до последних предложений.

В конце рассказа соберите самые точные и самые выразительные слова. Чтоб ни убавить ни прибавить. Промахнётесь с концовкой — провалите всё дело, вызовете досаду у читателя.

Завершить рассказ можно резко и внезапно — неожиданной развязкой.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Завершить рассказ можно мягко и нежно, от героев перейдя к природе, к жаворонку в небесной выси.

Завершить рассказ можно сюжетно — событием, а можно стилистически — словесной вязью.

Было бы здорово, если б ваш читатель, добравшись до последней строчки, задумался. И многое промелькнуло бы на лице его.

Было бы здорово и иное: когда читатель бросился бы читать следующие ваши рассказы.

Думайте. Слушайте критиков. И неустанно редактируйте свои рассказы.

Всё ещё сомневаетесь? Покажите рассказ редактору, пусть он его разберёт!

Если это ваша первая проба пера, непременно покажите рассказ редактору. Закажите разбор рукописи.

На первых порах нет ничего ценнее общения с редактором. Особенно с таким редактором, которым сам написал несколько сборников рассказов, коротких и длинных. Не только написал, но и выправил!

© Олег Чувакин, 26-27 января 2024
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное