Цели для главного героя

Поставьте цели перед главным героем произведения. Наполните его жизнь смыслом. Дайте ему задачи. Решив задачи, он доберётся до финишной черты своего трудного пути. Или умрёт.
Дорога, путь, цель, задачи, смысл, главный герой, литературное произведение

Цель для главного героя. Путь, полный смысла

Какая цель ставится перед главным героем литературного произведения? Какие задачи решает герой, чтобы увлечь за собой читателей и добраться вместе с ними до развязки?

Всех убить? Всех победить? Показать всем кузькину мать?

Найти клад? Невероятно разбогатеть?

Стать гендиректором? Супершпионом? Президентом?

Проникнуть в сказочную страну и шагать без карты по просторам авторской фантазии?

Одни книги забываются тотчас по прочтении. Другие помнятся всю жизнь.

В книгах первого типа герой не имеет жизненного смысла, он марионетка, его дёргает за ниточки господин писатель. Такова почти вся бульварная литература.

В книгах второго типа у героя есть цель, он достигает её. Или терпит поражение на пути. Такова почти вся классика.

У героя есть цель. У читателя есть сопереживание

В произведениях первого типа, бульварного, читатель получает статичные сцены — своего рода кинокартинки, словесные описания комиксов либо компьютерных игр (нынешний поджанр литРПГ).

В произведениях второго типа, устроенных основательно, написанных изнутри главного героя, читатель испытывает на себе эффект присутствия — погружается в душу героя, идёт вместе с ним к цели.

Люди перечитывают «Мартина Идена» и «Жан-Кристофа», вновь и вновь открывают романы «Все люди — враги» и «Эрроусмит».

Не просто так в школьную программу включён рассказ «Попрыгунья», где роль центрального антагониста главного героя, чеховского великого человека, с фатальным успехом исполняет его дура-жена.

Мы горюем, когда герой, чья душа полна смысла, погибает по прихоти окружения; мы плачем, когда путь героя, шагающего к верной цели, трагически обрывается.

Мы радуемся, мы торжествуем, когда главный герой — как будто вместе с нами! — приходит к цели, берёт её.

Так это было в романе «Источник» Айн Рэнд, чей герой, Говард Рорк, близок Мартину Идену, сотворённому Джеком Лондоном. С одним отличием: герой Джека Лондона погибает, поскольку его цель достигнута, но случайно, отчего смысл угас; герой Айн Рэнд, чья цель достигнута сознательно, а смысл утвердился и укрепился, живёт и здравствует.

В русской литературе есть пример смерти главного героя от бесцельности существования. Обломов у Гончарова до конца романа не дожил. Однако даже Обломов искал свою цель, пусть и лёжа на диване.

Цель протагониста. Точка отсчёта для героя и читателя

Романы и рассказы, у чьих героев целей нет, чьи герои плывут по воле волн, вызывают у читателя зевоту.

Какой логики придерживается господин писатель, придумавший героя? Каким он видит путь своего персонажа? Не боится ли он одного ехидного читательского вопроса? Вот этого: «Зачем это написано?»

Поистине страшный вопрос.

Цель для протагониста изначально задаёт основную линию художественного произведения. Она как ствол у дерева.

Цель для героя не может быть примитивной, надуманной, безжизненной, обозначенной походя, так, из-за формальной необходимости конфликта.

Сеня решил убить Колю.

Нет, из этого каши не сваришь.

Сеня решил убить Колю, потому что Коля увёл у него жену.

Это уже больше походит на сюжетную цель: здесь, как скажет любой следователь, просматривается мотив.

Сеня решил убить Колю, потому что Коля увёл у него жену Ларису. Однако, вооружившись и надев маску, Сеня от своей мысли отказался: выяснилось, что он по-прежнему любит Ларису и не желает причинять ей вреда никаким способом. Лариса счастлива с Колей.

Тут есть и цель для героя, и отказ от цели во имя чувства, и психологическая достоверность, и основа для сюжета, и мораль: преображение былых антагонистов в возлюбленных ближних.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Во имя чего? Или проще: почему? Вот вопрос, открывающий дорогу к цели героя и логике его поступков. Сюжетную дорогу.

Антагонист для главного героя. Цель оппонента

Жизненная цель для главного героя — это начальный и конечный пункт в списке целей?

Нет. У противника, антагониста, тоже должна быть цель.

Какая же? Непременно разделаться с героем?

Нет, само по себе лобовое столкновение не цель для антагониста. Вспомним: во имя чего?

У двух героев, протагониста и антагониста, могут быть разные пути в жизни. Два героя могут иметь разные натуры и стремления — противоположные.

Один гений, а второй посредственность и приспособленец. Один честный учёный, а второй администратор от науки и патологический лжец. Один простой добрый человек, а второй злой волшебник.

Протагонист посвящает жизнь изобретательству и совершает открытие — вот его смысл и его цель. Антагонист отдаёт жизнь иной цели: похитить чертежи, а, возможно, и самого учёного, и присвоить открытие.

Готова завязка сюжета, готов конфликт личностей.

Цель отражает сильный характер героя

Главный герой может быть неудачником. И притом обладать сильным характером. Таковы многие персонажи Клиффорда Саймака.

У главного героя, который поведёт за собой читателя, нет цели внезапно стать миллионером. Нет цели жениться на богатой наследнице. Он не хочет раздобыть волшебную палочку и без труда наколдовать себе что-то там.

Зато он может сильно удивить тех, кто в него не верит, — что герои Саймака не раз и делают. Он может объяснить происходящее — что герои Саймака опять же делают. Его будут бить и терзать за это, отвергать и преследовать, но он пройдёт через испытания. И останется собой. Быть может, он ничего не приобретёт, — наоборот, потеряет всё, что имел. Зато спасёт человечество.

Вот настоящий главный герой. Недаром Саймак стал классиком золотого века фантастики. Прочтите «Кольцо вокруг Солнца», «Почти как люди», «Всякая плоть — трава». И, конечно, прочтите «Силу воображения».

Из реалистической литературы возьмите роман Джона Уильямса «Стоунер». Там каждая страница — следование героя к цели. Роман этот неспроста обрёл в наши дни вторую жизнь.

Непоправимая ошибка господина автора: подмена цели героя целью собственной

Ленивый автор не желает вооружать своих героев целями. Фигура такого автора обычно просматривается за персонажами. Видны его пальцы, неумело дёргающие за ниточки.

К героям, выведенным писателем, в душе которого не горит огонь, читатель проявит лишь одно чувство: равнодушие.

Цели главных героев у ленивого писателя будут общими, абстрактными — и недостаточными: выжить; получше устроиться; разбогатеть; познакомиться с кем-то, кто поможет; дождаться счастливого шанса.

Подобных искусственных целей полна бульварная литература. Её авторы волочат за собой героев, как тряпичные куклы.

Как сказал бы Чехов, автор выдаёт себя с руками и ногами. Не умея задать литературному герою цель, а сюжету направление, господин писатель просто толкает героя в спину.

Недостаточность цели обессмысливает жизнь героя.

Как правило, романы, персонажи которых лишены конкретной жизненной цели и полнокровия, процентов на пятьдесят-шестьдесят набиты диалогами и обходятся без психологизмов.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Такие романы покупаются и читаются, но тотчас забываются.

Они явление временное. Хорошая же литература живёт веками. «Войну и мир», «Мартина Идена» и «Лавку древностей» мы читаем до сих пор.

Как-то у книжного стеллажа в магазине я подслушал монолог женщины, стоявшей возле плотных рядов иронических детективов: «Не помню, читала я эту книжку или нет… А вот эту? Тоже не помню…»

В конце концов женщина разнервничалась и ушла от стеллажа — покупательницей не стала.

А всё почему? Потому, что над целями героев этих сочинений преобладают цели авторов.

© Олег Чувакин, 12 июля 2023
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное