Креативное письмо. Создание неповторимого

Креативное письмо — живой вдохновенный текст, в котором глаз читателя находит зацепки. Это текст, который хочется не только читать: им любуешься, его тянет погладить.
Девушка, некрасивая, платье, улица, дождь, слёзы, рассказ, креативное письмо, пример

Что такое креативное письмо?

Креативный значит творческий, созидательный, раскрывающий возможности воображения.

Креативное письмо есть искусство сочинения вдохновенных текстов. Креативный текст создаётся при помощи двух главных писательских инструментов: фантазии и языка.

Текст, представляющий собой литературное произведение, непременно уникален: оригинален, безошибочно узнаваем по авторскому стилю и увлекателен вне зависимости от избранной темы.

Писательство есть творчество; создание рассказа или эссе есть всегда творческий акт. Писатель — творец, креатор.

Как выработать навыки креативного письма? Практикой!

Для выработки навыков креативного письма не нужны курсы писательства, не нужны литинституты, филологические или журналистские факультеты. Не нужна теория.

Теория замучит. Она выжмет из вас все соки, высушит вас, превратит в дохлую рыбу. Творчество вы подмените теоретизированием и конструированием.

А что нужно?

Нужны знание родного языка, наблюдательность, умение анализировать и обобщать. И, конечно, нужна фантазия. Без воображения сцены не прорисуются, не составят композиционную цепочку.

Знание языка, наблюдательность, аналитическое умение и фантазия расширяются и совершенствуются на практике.

Нужна практика. Ежедневная утомительная практика.

Она и есть творчество. Непрерывное творчество даёт автору рост. Один пишет по учебнику, второй познаёт жизнь и познаёт слово. Кто кого превзойдёт? Второй первого.

У Лескова с Буниным образования десять классов гимназии. На двоих.

Рэй Брэдбери пытался учиться в колледже после школы, но скоро это занятие бросил.

Лев Толстой — и тот не окончил университета. Вышел, как говорили в то время.

Это писатели с мировыми именами.

Клод Хопкинс в юности посещал школу, а затем несколько месяцев ходил на курсы, после которых сделался бухгалтером.

Дэвид Огилви оставил престижный университет.

Это копирайтеры с мировыми именами.

Эти люди знали цену точному слову.

Я не отговариваю вас учиться. Делайте что желаете, учитесь где хотите. Я просто показываю: суть — в практике. Творчество есть живой акт. Его не добудешь из учебников и лекций.

Упражнения для развития писательской креативности

Креативное письмо богато фактами и деталями.

Где и как добыть факты и детали? Как ими пользоваться?

Упражняйтесь в наблюдении. Смотрите не в телефон, а на людей

Идёте по улице — рассматривайте людей, машины, дома, тротуары, окна, вывески, двери, стены, деревья. Вспоминайте их названия.

Прислушивайтесь. Втягивайте запахи.

Упрячьте в карман свой телефон. Смотрите по сторонам, а не в экран. Телефон — ваш враг. Он убивает наблюдательность. Он уничтожает креативность. Жизни в нём нет, а смерти с избытком. Творческой смерти.

Главное — люди. Изучайте поведение людей, их манеры, стиль общения, эмоции на улицах, в магазинах, на работе. Дома наблюдайте за членами семьи.

Люди — ваши будущие прототипы. Мыслите художественно. Люди состоят из деталей. Улавливайте их. Запоминайте их. Затем учитесь использовать в креативном письме детали, отвечающие образу и сюжету. Лишние отбраковывайте.

Наблюдайте за обстановкой. Везде. В школе, офисе, на заводе, в кафе, в кинотеатре и библиотеке. Выхватывайте необыкновенные либо характерные детали. Они пригодятся вам в описаниях.

Не хватает слов? Лезьте в словари. Для архитектурных описаний потребуется много существительных.

Держите при себе блокнот или диктофон. Не упускайте ничего. Записывайте всё, что может пригодиться. Чехов записывал.

Упражняйтесь в языке. Добывайте точные слова

Для передачи психологических портретов, для создания литературных психологизмов понадобятся существительные и особенно глаголы.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Для каждого факта и каждой детали есть точные наименования. Всегда подбирайте и используйте точные слова: существительные для описания предметов, глаголы для передачи движения.

Не ленитесь искать единственное точное слово. В нём-то и кроется авторская оригинальность. Такой оригинальности учил Флобер молодого Мопассана.

Экономьте на прилагательных. Избегайте пустых определений вроде «красочный», «большой», «нарядный» и т. п.

Краски передавайте, наряды описывайте, размеры показывайте в сравнении. Тогда читатель увидит то, что видите вы. Абстрактную красоту не увидит никто.

Трудитесь. Ваш труд есть творчество. Креативный акт.

Не используйте генераторы и нейросети. Будьте живым человеком, живым автором

«Сочинения» нейросетей, представляющие собой пережёвывание пережёванных человеческих мыслей, отключат в вас воображение. Ваша писательская фантазия притупится, а затем и вовсе откажет.

Не привыкайте к писательским генераторам и машинам-сочинителям. Обращаясь к машине, вы перечёркиваете собственный талант и отказываетесь от творческого развития. Пользуясь машиной, вы нажимаете кнопку «стоп» в своей голове.

Не делайте этого. Верьте в себя, не в машину. Никогда не упражняйтесь с нейросетями. Ставьте креативную задачу себе, а не машине.

Запомните: машина лишена главной составляющей таланта — воображения. Машина мертва. Вы живы.

Чтение — лучшее упражнение. Подмечайте особенности креативного письма у авторов

Много читайте. Чем больше вы читаете и чем больше пишете, тем выше поднимаются ваши интеллектуальные и писательские способности. Каждодневное чтение и каждодневное письмо научит вас читать по-писательски.

Вы научитесь анализировать текст. Отыскивать в нём идею, следить за линиями сюжета, за характерами персонажей, за умением автора вести повествование с определённых точек зрения.

Вы научитесь вычленять из текста художественные детали.

Вы научитесь распознавать композиционные переходы: от описания (действия) к психологизму, от психологизма к диалогу и обратно.

Читая ноты, музыкант видит в них неповторимый мир звуков, сложную гармонию, заложенную в пять линеек композитором. Обыкновенному слушателю, любителю музыки, не владеющему нотной грамотой, лента восьмушек, тридцатьвторушек, пауз и реприз ни о чём не скажет.

Писатель читает текст — и открывает в нём технику авторского замысла, открывает то, чего не заметит рядовой читатель, попросту «глотающий» книгу.

Пример креативного письма

Идеальным образцом непрерывного творческого акта служит вся проза Юрия Павловича Казакова. Берите любой рассказ — не ошибётесь.

Вот фрагмент в качестве примера.

Свадьба была в самом разгаре. Жениха с невестой давно свели в другую избу, прокричали по деревне первые петухи, а гармонист всё играл, изба дрожала от дробного топота, ослепительно и жарко горели пять ламп, и на окнах ещё висели неугомонные ребята.

Много было выпито и съедено, много пролито слёз, много спето и сплясано. Но каждый раз на стол ставилась ещё водка и закуска, гармониста сменял патефон с фокстротами и танго, топот и присядку — шарканье подошв, и веселье не убывало, всё слышнее становилось на улице и ещё дальше, в поле и у реки, и теперь во всех окрестных деревнях знали, что в Подворье гуляют.

Всем было весело, только Соне было тяжело и тоскливо на душе. Острый нос её покраснел от выпитой водки, в голове шумело, сердце больно билось от обиды, от того, что никто её не замечает, что всем весело, все в этот вечер влюблены друг в друга, и только в неё никто не влюблён и никто не приглашает танцевать.

Она знала, что некрасива, стыдилась своей худой спины…

Юрий Казаков. Некрасивая

В качестве примера письма, которое нельзя назвать креативным, приведу два абзаца из прозы современной российской писательницы, сочиняющей под псевдонимом Эли Фрей.

В письме ты обращалась к самой себе через восемь лет. В этом году у тебя выпускной, и ты очень надеешься на золотую медаль и поступление в престижный московский вуз. Последние одиннадцать лет это было твоей единственной мечтой. Ты писала о том, что больше всего на свете мечтаешь уехать из той дыры, в которой живёшь. Ты мечтаешь больше не видеть людей, которые тебя окружают. Ограниченные, не видящие ничего дальше своего носа. Здесь на тебя всегда смотрели косо. Никто не разделял твоих взглядов. Для них это была жизнь, а для тебя — дно. Ты постоянно предаёшься мечтам о лучшей жизни, которая обязательно наступит, когда ты окончишь школу и переедешь в Москву. Там тебя ждут новые знакомства, увлекательная учёба, тусовки, научные работы, общение, бары, клубы и никакой тоски и одиночества. Одиночество — твой самый сильный страх.

Конечно же, ты с отличием окончишь университет, и самые крутые международные компании будут предлагать тебе работу. Конечно же, ты уверена, что двадцатишестилетняя Стеша добилась небывалых высот. Напоследок ты попросила Стешу из будущего, чтобы она написала такое же письмо Стеше ещё через восемь лет, описала свои новые мечты и поставила перед собой новые планы.

Эли Фрей. Везувиан

В последнем отрывке нет ни одной детали, ни одной конкретной зацепки для глаза и ума читателя. Поток общих слов — в воде его утонули неряшливо перетасованные годы героини. Утонула жизнь.

Вместо названия университета, в который хочется поступить и в котором хочется чему-то научиться, — казённое описание будущего действия: «поступление в престижный московский вуз». Единственная мечта, уехать, дыра, не разделяли взглядов — всё это опостылевшие лексические штампы, не вызывающие никаких чувств к персонажу. Увы, автор не нашёл точных слов для героини.

Наоборот, отрывок из Юрия Казакова изобилует конкретикой. Детали мгновенно создают живую картину и тотчас помещают её в сердце читателя. Несколько коротких абзацев вызывают к героине подлинную жалость, пробуждают сочувствие.

Изба, дрожащая от топота. Жар и свет пяти ламп. Неугомонные ребята за окнами. Патефон с фокстротами после гармониста. Острый нос Сони, покрасневший от водки. Её не пригласили танцевать. Она некрасива, она стыдится худой спины.

Впитывающий взгляд художника. Точные, единственно верные для Сони слова. Другие не подойдут. Ясный и чистый стиль, узнаваемый всегда и безошибочно.

Можно ли сказать про Казакова, что у него креативное письмо? Можно. Однако этого будет мало.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

У Казакова литература.

Разглядите в себе писателя. Откройте в себе жизнь

У любого автора есть задел для творчества. Это его жизнь. Его опыт. Он неповторим. Тем и ценен.

Опыт этот полон деталей и образов. Полон переживаний. Опыт рождён не только наблюдением, но и участием.

Начните с рассказов о себе. Научитесь извлекать детали и подбирать точные слова. Научитесь работать с памятью.

Память — это ещё один инструмент писателя. Набоков посвятил собственной памяти отдельную книгу.

Расшевелите свою память и своё воображение. Разглядите в себе писателя — творца незаменимых слов.

© Олег Чувакин, 10 июня 2023
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное