Как книга становится бестселлером

Вопрос о способе превратить рукопись в бестселлер не даёт покоя писателям. Как книга становится бестселлером? Есть ли точный рецепт? Кто его выписывает?
Книги, книжный магазин, бестселлеры, люди, покупатели

Как книга становится бестселлером? Основные черты бестселлеров

Единого, общего ответа на вопрос о секрете больших будущих продаж книги не знают ни авторы, ни издатели, ни редакторы, ни читатели. И, думаю, никогда не узнают. Получение такого ответа моментально создало бы формулу штамповки бестселлеров, в результате чего понятие «бестселлер» исчезло бы с книжного рынка. И пришлось бы искать новую формулу!

Множество романов было отвергнуто издателями и нанятыми ими коммерческими редакторами, думающими не о таланте писателя, а о сбыте товара. Позднее отвергнутые тексты нашли огромную аудиторию, были переведены на разные языки и поставили рекорды в продажах.

Опытные издатели и опытные коммерческие редакторы, работающие на издателей, ошибаются не одну сотню лет. Они и дальше будут ошибаться. Чтобы исключить ошибки, нужно видеть будущее. Этого дара человек лишён.

Рыночные промахи господ издателей, неумение почувствовать будущее, уловить тонкое веяние новой темы — вот главные причины стремительного роста рынка самиздата, роста числа инди-авторов (независимых, способных раскрутиться самостоятельно, без издательских пиар-кампаний).

Это не значит, что общих черт у бестселлеров нет. Они есть. По сути своей они не изменились; список их дополнился сетевым пунктом — превращением автора в издателя.

За десятилетия читательской и редакторской практики я выделил основные черты, присущие бестселлерам.

Незанятая рыночная ниша как путь к будущим бестселлерам

Первое время автор будет выступать в незанятой нише чистым монополистом. Те, кто пойдёт за ним, окажутся в лучшем случае подражателями и первоначальный успех скопировать не смогут.

Пример: Стивен Кинг.

Инди-авторы. Издатели им не нужны, им нужна аудитория

Автор покоряет сетевую публику и формирует таким образом собственную аудиторию, для которой в дальнейшем и пишет.

Примеры: Эрика Джеймс, Данияр Сугралинов.

Оригинальность плюс увлекательность

Неповторимость стиля и знание описываемого мира при исключительной детализации повествования в сумме равны увлекательности. Автор, обладающий таким мастерством, рано или поздно обратит на себя внимание издателей либо читателей, а в идеале тех и других.

Пример: Стиг Ларссон.

Бей в одну точку: ещё одна стратегия для производства бестселлеров

Путь терпеливых и трудолюбивых. Путь авторов-старателей. Писатель постоянно разрабатывает одну собственную тему — как жилу. Он делает это на протяжении десятилетий. К нему привыкают.

Примеры: Пирс Энтони, Терри Гудкайнд, Терри Пратчетт.

Попади в цель с первого выстрела!

Точное попадание в фокус читательских интересов гарантирует внимание публики и бум продаж. Именно потому те начинающие писатели, что ищут формулу бестселлеров, требуют и ответа на дополнительный вопрос. Скажите, о чём мне писать? Что нужно публике?! В сущности, эти авторы хотят, чтобы им подарили тележку с золотыми слитками.

Те, кто ясно видит цель и умеет в неё попасть, вопросов таких не задают. Они целятся и стреляют.

Примеры: Дарья Донцова, Александра Маринина, Борис Акунин.

Игра в бульварную классику

Этот сегмент бестселлеров жив традицией. Авторы сего рыночного сегмента потчуют публику блюдами, приготовленными по обновлённым старым рецептам.

Основные ингредиенты блюд: потакание низменным страстям публики + анализ веяний эпохи. Краткий перечень результатов анализа:

  • хотим секс через каждые девять с половиной страниц;
  • хотим внезапно стать богачами или выйти замуж за богачей;
  • хотим жить вечно, ради этого согласны пить человеческую кровь;
  • хотим заполучить сверхспособности, быть волшебниками.

Примеры: г-жа Роулинг и г-н Емец, авторы вампирских саг, авторы розовых романов, находящихся наверху самого топового топа.

Не возбраняются и прочие вечные темы, в списке временно не присутствующие. Анализ вам подскажет. Исследуйте рынок, следите за книжными обозрениями.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Кино впереди книги. На малоизвестного писателя внезапно вышел Голливуд

Завершает формулу кино.

Снять по книге фильм! Нет лучше способа быстро раскрутить, поднять до бестселлера литературное произведение. Любое. Промах возможен лишь при провале фильма.

Не имеет значения, был ли автор книги известен до фильма. Не имеет значения, как перестроил сценарист книжный сюжет. Не имеет значения смена места действия, времени и монтаж сцен под актёров и актрис. Важно иное: кино много популярнее книг. И книгу будут покупать вслед за фильмом. Наоборот происходит куда реже.

Примером киноуспеха служит та же Джоан Роулинг. Киноуспех не повредил и авторессе «Оттенков серого», тоже упомянутой выше.

Девушка, писательница, книги, мечта, создать бестселлер

Нужен ли для создания бестселлера литературный талант?

Литературный талант? Для бестселлера?

Талант, пожалуй, последнее, что требуется для делания бестселлеров.

К счастью, имеются и исключения. Роман «Стоунер» написан талантливым автором. Правда, бестселлером он стал сорок с лишним лет спустя после смерти писателя.

И вряд ли вы Джону Уильямсу завидуете.

Делает ли книгу бестселлером литературный редактор?

Нередко авторы обращаются к литературному редактору с просьбой: выправьте мой текст так, чтобы книга потом стала настоящим бестселлером.

Это неверная постановка задачи.

Деньги и слава — не редакторская область. Продажи книг, тем паче лучшие (best) продажи, — вопрос, находящийся вне сфер собственно литературной работы.

Литературный редактор — не коммерческий редактор из какого-нибудь издательского отдела, нацеленного на сбыт. Он не книготорговец по профессии, не маркетолог и вообще едва ли делец по натуре.

Литредактор — тот, кто правит неряшливый авторский текст. Он тот, кто даёт фразам стройность, а главам — сюжетную красоту. Открою вам секрет: он даёт процентов восемьдесят книги. Его бы соавтором называть.

Крупный писатель совмещает в себе две профессии. Чехов и Бунин умели править себя, Толстой умел, а Салтыков умел править себя и других.

Апофеоз дурного стиля

Советую запомнить ещё кое-что: куда лучше на базаре продаются книги, написанные дурным стилем, книги, чьи сюжеты не выдерживают критики. Они-то обычно и становятся бестселлерами.

Редакторское вмешательство в таких случаях противопоказано. Ведь хороший литературный редактор плохую книгу… испортит!

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Но я хочу создать хорошую книгу! Где секрет написания моего бестселлера?

О, это просто. Берите пример с классиков. Антон Чехов работал во имя будущего. Только это он и находил верным.

Бестселлер будущего

Думайте о грядущем. Адресуйтесь будущему — говорите людям 2073 года о своём главном года 2023-го.

Будущего человек не знает. Вдруг вашу книгу начнут читать спустя лет сорок или спустя лет сто?

Джон Эдвард Уильямс подмигивает вам с небес.

© Олег Чувакин, 19 февраля 2023
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное