Где взять сюжет? Откуда его берут?

Как проявляется, откуда берётся сюжет? Сюжет прорастает из героя. Нет героя — не будет событий. Цепь эпизодов зарождается в голове автора с конфликта: главный герой попал в передрягу.
Машина, руль, скорость, сюжет, роман, поворот, событие, конфликт
Первым делом писатель представляет главного героя. Вот он садится за руль…

Где взять сюжет? Запомните главное: у сюжета нет рецепта

У сюжета есть форма, но нет рецепта.

Форма — вот она: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Завязку можно поставить впереди экспозиции, тогда получится задержанная экспозиция. Её примеры вы найдёте в романах Ирвина Шоу «Ночной портье», Джона Уиндема «День триффидов» и Клиффорда Саймака «Всякая плоть — трава». И во многих других.

Развязку можно вовсе отрезать — тогда получится чеховский рассказ вроде «Дамы с собачкой».

Рецепта же, по которому стряпаются сюжеты, нет. Это вам не пирог с начинкой и не коктейль с вишенкой.

Теория о семи сюжетах. Не принимайте её всерьёз

Не принимайте за рецепты сюжетные мотивы, которые происходят из древних мифов и старинных сказок.

Обобщённых сюжетных мотивов всего набирается пять:

  1. Долгое путешествие с возвращением («Одиссея»).
  2. Приключение с возвращением («Робинзон Крузо», «Остров сокровищ», «Граф Монте-Кристо»).
  3. Победа над чудовищем («Аленький цветочек»).
  4. Из грязи в князи, а также обратно («Золушка», «Сказка о рыбаке и его жене»).
  5. Воскресение («Спящая красавица»).

Сюжеты с психологической глубиной выходят за рамки этих трафаретов.

Романы-биографии, полные психологизмов, записать нам будет некуда.

Некуда будет поставить романы Синклера Льюиса. Некуда приткнуть четыре тома Ромена Роллана под названием «Жан-Кристоф». Трудно определить место и для «Госпожи Бовари» Флобера.

Романы о формировании личности тоже не вместятся в искусственный перечень категорий.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» забавно бы выглядел в категории второй: «Приключение с возвращением». Роман Островского «Как закалялась сталь» завис бы где-то между категориями второй и третьей.

Именно поэтому дельцы от литературы придумали ещё две категории, которым дали очень широкие рамки:

  1. Трагедия.
  2. Комедия.

Мы можем запихать «Девочку со спичками» Андерсена в трагедии, а все романы Вудхауза, за исключением, пожалуй, «Псмита в Сити», в комедии.

Толстовская эпопея «Война и мир» никуда не впихивается. Что трагичного в Пьере Безухове и Наташе Ростовой? А что в них комичного?

Сюжетные теории придумываются для упрощения сложного, а также для получения научных степеней. В пустой бочке звону больше!

Не придавайте значения всем этим теориям.

Не верьте и Ортеге-и-Гассету, твердившему об исчерпанных сюжетных каменоломнях.

Сюжет рождается вместе с героем. Герой, если он живее живых, всегда неповторим. Следовательно, неповторима и его жизнь. Её эпизоды, её конфликты и составляют сюжет. Главному герою хочется подражать!

Мечтаете о неповторимых сюжетах? Творите уникальных героев!

Откуда берутся сюжеты? Где писатели добывают события?

Где находится неисчерпаемая сюжетная сокровищница? Откуда авторы берут сюжеты? Как писатели конструируют цепь событий?

Представьте, что сюжет — это растение. Откуда оно взялось? Из семени выросло. Семя — главный герой.

Кому показать рукопись? Ответ под кнопкой! Детальный разбор рассказов, фрагментов романов. Оценка писательского таланта.

Уроните семя в плодородную почву и полейте водой.

Нет семени — не будет растения.

Растение с ветками, листьями и цветами — это сюжет. Чем сложнее растение, тем оно крупнее и пышнее. Эпопея «Война и мир» — настоящие джунгли.

Кто создаёт семя? Автор.

Он демиург. Он творит, он не добывает готовое.

Как писатель придумывает сюжет?

Вопрос, таким образом, нужно ставить иначе: как писатель придумывает сюжет?

Воображение и конфликтная сцена

Любым людям, самым обычным, часто приходят в голову конфликтные сцены. Нередко человек переживает одни и те же сцены снова и снова.

Люди, наделённые воображением, способны сцены продолжать и разрешать не так, как случилось на самом деле.

Люди, наделённые богатым воображением, способны сцены придумывать, развивать, разветвлять, разрешать, а затем продолжать.

Талантливый писатель имеет хорошее воображение. И он не задаётся вопросом о том, где ему взять сюжеты, откуда их стибрить, у кого подсмотреть. Его герои мучают его бесконечно. Днями и ночами. Талантливый писатель живёт посреди вороха листков и с охапкой карандашей.

Цепь событий зарождается в светлой писательской голове с конфликта: главный герой попал в переделку. Передряга может быть кульминационным звеном цепи событий, а может быть звеном завязки. Или даже экспозиции. Тут тоже нет схемы, нет рецепта.

Что пробуждает сюжетные сцены в воображении? Вот что:

  1. Личные переживания.
  2. Размышления о прочитанном.
  3. Философский поиск истины.
  4. Сны.

Развивать сюжетные конфликты, прицеплять звенья к цепи событий помогает подсознание. Просыпаетесь поутру — а сюжет-то завершён!

Кто ты, главный герой?

Рецептов, по которым приготовляется главный герой, тоже нет. Не верьте теоретикам. Не упрощайте сложное. Кажется, вы хотите стать настоящим писателем, а не производителем трафаретов.

Откуда берутся главные герои?

Они не берутся, не добываются и не генерируются. Они уже есть в вас. Присмотритесь. Прислушайтесь.

Герой может иметь прототип. Это человек, которого вы знаете или прежде знали. Берите в произведение те его черты, которые подходят для сюжета. Необязательно списывать всё с натуры. Меняйте. Вы же бог, творец. Вы не о прототипе рассказываете, вы пишете о своём герое.

Две книги о писательском пути. Вашем пути. Под обложками ответы на главные вопросы. Книги бесплатны.

Герой может быть практически чистой выдумкой, имеющей лишь отдалённые черты некоторых реальных людей. Да и эти черты настолько в нём растворяются, что сам автор диву даётся.

Герой может быть почти стопроцентным автором. Как Мартин Иден у Джека Лондона. Или как герой Владимира Солоухина, являвшийся самим Солоухиным, точным «я» автора. Любите рассказывать о себе? Значит, это ваш вариант творчества.

Есть герой и есть конфликт — вы на верном сюжетном пути.

Кстати, писать о себе — лучший способ проверить свои писательские способности. Вы только начали, но уже умеете связно начать и логично завершить сюжет? Значит, у вас прорезался литературный талант.

© Олег Чувакин, 10 сентября 2023
Сохраните ссылку. Передайте друзьям:
Понравилось прочитанное? Оставьте отзыв в гостевой:
Picture of Олег Чувакин
Олег Чувакин

Прозаик, редактор, корректор со стажем в три десятилетия. Желаете заказать у Олега услугу, но не хватает денег? Волшебное предложение: минус половина цены!

Олег Чувакин. Писательские и редакторские услуги. Стаж отсчитывается с 1994 года. Дружеское отношение к автору: открытое, честное. Трепетное отношение к тексту: как к собственному.
Услуги
Полезное